Замминистра транспорта Евгений Москвичев вчера публично озвучил переданные в Минфин и МЭРТ предложения об организации финансовой поддержки предприятий-владельцев общественного транспорта. Минтранс предлагает субсидировать им 2/3 процентных ставок по кредитам на закупку транспорта или лизинговых платежей. Минфин настаивает на том, что развивать общественный транспорт с помощью федеральных средств незаконно: в правительстве считают, что такая программа вызовет депрессию в частном секторе общественного транспорта.
Замминистра транспорта России Евгений Москвичев вчера на пресс-конференции предложил поддержку владельцам и перевозчикам общественного транспорта из федерального бюджета. По его словам, чтобы значительно обновить парк подвижного состава, государство должно компенсировать инвестору часть затрат на закупку автобусов, троллейбусов и трамваев. У господина Москвичева есть свой вариант такой поддержки: закупщику должны быть возмещены 2/3 процентной ставки по кредиту или в рамках лизинговых платежей. Замминистра сообщил, что в 2007 году транспортные предприятия закупили около 8 тыс. единиц автобусов, но этого недостаточно, поскольку не менее 60% от общей доли выработали свой ресурс. По его словам, предложения он направил в Минфин и МЭРТ. По данным Минтранса, в 2007 году доля частных инвесторов в области перевозок автотранспортом составила 30—35%, пять лет назад их доля не превышала и 5%.
Как рассказал «Ъ» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, идея Минтранса многократно обсуждалась и была одобрена участниками союза. «Сейчас в Москве работают 86 частных перевозчиков, владеющих 5300 транспортными единицами», — сообщил господин Свешников. Ежедневно частники перевозят 1,5 млн пассажиров, «муниципалы» — 6 млн пассажиров. По словам Юрия Свешникова, господдержка обновления подвижного состава может предоставляться либо в виде беспроцентных ссуд, либо в форме государственных гарантий для снижения размера первого авансового платежа при лизинге: сейчас в России первый авансовый платеж доходит до 30%, тогда как в мировой практике этот порог, как правило, 1/24 от лизинговой стоимости транспортного средства при двухлетнем лизинге. Стоимость одной машины «Форд-Транзит», используемой сегодня для пассажирских перевозок, составляет 41,5 тыс. долларов, «Газель» — 10 тыс. долларов.
Пресс-секретарь департамента транспорта и связи Москвы Мария Проценко напомнила о реализации постановления, принятого столичным правительством и предусматривающего развитие наземного городского пассажирского транспорта до 2009 года. Основные операторы наземного городского пассажирского транспорта — ГУП «Мосгортранс» с ежегодным оборотом средств 16 млрд рублей, ГУП «Зеленоградский автокомбинат», обслуживающие более 670 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов общей протяженностью около 7 тыс. км. При этом, отметила Мария Проценко, главным образом развитие общественного транспорта будет происходить за счет средств, получаемых от действующей системы контроля и повышения собираемости платежей за проезд.
Представитель Минфина в беседе с «Ъ» сообщил, письмо Евгения Москвичева с предложениями было направлено в финансовое ведомство еще летом 2007 года. В отрицательном ответе на него за подписью замминистра Антона Силуанова указывалось на то, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению — вопрос местного самоуправления. Это предусматривает федеральный закон о разграничении полномочий № 131. В связи с этим, написал господин Силуанов, «правовые основания для предоставления средств из федерального бюджета отсутствуют». Но, подчеркнул Юрий Свешников, принятый 8 ноября 2007 года устав автомобильного транспорта заложил законодательную основу для осуществления всех автомобильных перевозок на территории России. В МЭРТ сообщили, что предложений из Минтранса не получали. А правительственный чиновник, знакомый с историей вопроса, полагает, что государственная помощь в этом секторе организации общественного транспорта «ставит крест на развитии частных перевозок», которые уже доказали свою успешность и окупаемость. К тому же федеральный центр технически не сможет обеспечить контроль за целевым использованием таких субсидий.
Арина ШАРИПОВА