О том, что правительство хочет иметь своих представителей в совете директоров ЦБ (он будет регулировать все финансовые рынки), говорил в феврале заместитель министра финансов Алексей Моисеев. В совет, предполагал он, могли бы войти министры финансов и экономического развития или их заместители. Но Центробанк категорически отказался, опасаясь за независимость, резко против выступил председатель ЦБ Сергей Игнатьев, рассказали несколько участников совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Игнатьева убеждали, что влиять на политику ЦБ чиновники не смогут — так же как и блокировать решения Центробанка, вспоминает один из собеседников «Ведомостей». Но Игнатьев боялся, что такое участие создаст прецедент и это будет только начало, сказал чиновник финансового блока правительства. Изменится ли позиция ЦБ после ухода Игнатьева, пока неизвестно, говорят участники совещаний. Обеспокоенность начальника разделяли все зампреды ЦБ, а Эльвира Набиуллина, которая вскоре заменит Игнатьева во главе ЦБ, свою позицию еще не высказала, отмечает один из них.
Правительство оставит за собой регулирование рынка пенсионных накоплений. «Изначально предлагалось полностью передать все финансовые рынки единому регулятору, но ведомства не согласовали вопрос о пенсионных накоплениях. Учитывая социальную важность и ответственность перед гражданами, первый вице-премьер на данном этапе предложил сохранить за правительством полномочия в этой сфере», — подтвердил представитель секретариата Шувалова.
Согласно протоколу поручений по итогам совещания у Шувалова (есть в распоряжении «Ведомостей») правительство будет устанавливать требования к активам, разрешенным для инвестирования пенсионных накоплений, и устанавливать порядок расчета результатов инвестирования. Это логично: в случае потери сбережений граждане не поняли бы объяснений, что этим у нас теперь занимается независимый ЦБ, а не правительство, объясняет один из чиновников. Но правительство было готово на компромисс, подчеркивает он: «Пенсионные накопления инвестируются в финансовые инструменты, и за этим должен следить финансовый регулятор».
Минфин не против
Минфин конструкция, когда ЦБ независим, а за накоплениями следит правительство, устраивает, знает один из собеседников «Ведомостей»: «Потерять контроль за пенсионными накоплениями страшнее». Если найти оптимальное решение вопроса, правительство может вернуться к его обсуждению уже на площадке единого регулятора, не исключает представитель секретариата Шувалова.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА