Глобальный кризис ликвидности повлиял не только на стоимость заимствований на долговых рынках, но и увеличил размер комиссии организаторам облигационных размещений. Компании второго и третьего эшелонов в условиях дефицита инвесторов платят организаторам втрое больше, чем до кризиса.
О том, что организаторы размещений облигаций повысили стоимость своих услуг, «Ъ» рассказали сразу несколько андеррайтеров. «Новые мандаты на размещение подписываются уже на иных уровнях — комиссия за организацию выпуска эмитента второго и третьего эшелонов приближается к 0,8—1%»,— рассказали «Ъ» в Банке Москвы, который вчера провел аукцион по размещению облигаций на сумму 2 млрд руб. Микояновского мясокомбината. «С большой долей вероятности стоимость мандатов, которые подписываются сейчас и будут подписываться в ближайшем будущем, возрастет в
В условиях, когда компании испытывают потребность в денежных средствах и привыкают к возросшей стоимости долгов, повышение комиссий, уплачиваемых организаторам, вполне логично. В рефинансировании остро нуждаются именно компании второго и третьего эшелонов, отмечают участники рынка. По данным агентства Cbonds, сейчас зарегистрированы эмиссии на сумму более 300 млрд руб., из которых около 80% приходится на заемщиков второго и третьего эшелонов. Рост стоимости комиссии связан с тем, что процедура организации размещения и поиска инвесторов стала более трудоемкой, отмечают эксперты. По словам начальника управления рынка долгового капитала Банка Москвы Игоря Фроловского, объем работ по продаже облигаций всех эмитентов возрос в
В то же время повышение комиссии за организацию размещений не коснется эмитентов первого эшелона. «Для первого эшелона ставка практически осталась неизменной — 0,2—0,3%»,— отмечает управляющий директор компании «Тройка Диалог» Павел Соколов.
Рост комиссий организаторам отразится на стоимости долговых размещений и сократит маржу эмитентов. «Расходы эмитентов по обслуживанию долговых обязательств и так стали очень существенными, и повышение комиссии андеррайтерам отрицательно скажется на марже компаний, поскольку уровень их доходов остается прежним»,— резюмирует глава компании, планирующей в ближайшее время разместить облигации.
Игорь ОРЛОВ