Банк России пошел на смягчение денежно-кредитной политики в ситуации чрезвычайной неопределенности, и дальнейшее снижение ставок возможно только в случае устойчивого замедления инфляции и после анализа других макроэкономических показателей, сказал глава ЦБ Сергей Игнатьев.
Четкой тенденции к затуханию роста потребительских цен регулятор пока не видит, но верит в нее. В то же время он все больше обеспокоен торможением экономики, но объясняет его структурными, а не монетарными причинами.
«Мы вчера приняли решение очень осторожное по ее (политики)смягчению фактически, хотя информация очень противоречивая, с одной стороны — явное замедление экономического роста, отсюда следует, что вроде как нужно смягчать денежную политику», — описал Игнатьев на брифинге в среду ситуацию, в которой совет директоров накануне принял решение оставить базовые ставки неизменными и сократить стоимость «длинного» рефинансирования.
«С другой стороны, уровень безработицы крайне низкий — не надо смягчать. С третьей стороны, инфляция высокая — не надо смягчать, может даже надо накручивать, с другой стороны, инфляция высокая, но она обречена на снижение — я точно уверен, что будет снижаться».
Игнатьев признался, что впервые за 11 лет на посту главы ЦБ оказался в такой сложной ситуации при принятии решения, и ему предшествовала «интенсивная» дискуссия — менять или нет ставку рефинансирования, носящую сигнальный, но нематериальный характер.
К майскому заседанию совета у ЦБ, надежды которого на замедление темпов роста потребительских цен отчасти связаны со снижением цен на зерно, будут данные об инфляции и ВВП в первом квартале.
Второй раунд смягчения
Игнатьев сказал, что ЦБ пока не видит устойчивой тенденции к замедлению инфляции, но ожидает ее, и в случае, если ожидания оправдаются, регулятор может пойти на дальнейшее смягчение политики.
«Не исключаю такой возможности, но будем учитывать всю информацию макро экономическую — мы не привязываться к одному показателю», — сказал он, допустив, что ставки могут быть снижены и до вхождения инфляции в целевой диапазон 5—6 процентов на этот год.
При принятии решения о ставках регулятор учитывает и влияние на валютный рынок:
«Вот сегодня, например, рубль ослаб относительно корзины, то ли это наше решение вчерашнее, он даже вчера немного ослаб, то ли какие-то другие факторы, нефть вроде не дешевела», — сказал Игнатьев.
В среду рубль подешевел до границы покупок ЦБ впервые с ноября.
Экономисты восприняли снижение ставок по «длинным» кредитам ЦБ во вторник как переход к смягчению денежно-кредитной политики, полагая, что регулятор может понизить ключевые ставки уже в мае
Игнатьев сказал в среду на съезде Ассоциации российских банков, что серьезно обеспокоен замедлением экономического роста, причинами затухания которого назвал плохую инфраструктуру, демографию, падение спроса на российские товары.
Глава Центробанка вслед за своими подчиненными повторил, что не видит системных последствий для банковской системы
Страховка на миллион
Игнатьев не поддержал позицию нового главы Агентства по страхованию вкладов Юрия Исаева привязать отчисления в фонд к показателям финансовой устойчивости банков, оценка которых относится к внутренним сведениям ЦБ.
«Тот показатель, на основе которого должны быть дифференцированы платежи в фонд, этот показатель должен быть максимально прозрачен, всеми наблюдаем, и ничего более лучшего, чем ставки по привлекаемым вкладам, не могу придумать, хотя понимаю, что он (механизм) тоже несовершенен, но хорошо наблюдаем и характеризует рискованность политики самого банка», — сказал он.
Еще осенью прошлого года власти РФ задумали увеличить размер страхового возмещения по вкладам населения до 1 миллиона рублей с 700.000 рублей и дифференцировать отчислений банков в фонд в зависимости от ставок по депозитам. Но проект застрял в недрах ведомств.
Игнатьев считает, что повышение страховки давно назрело, и если дискуссия об отчислениях тормозит это решение, можно отвязать одно от другого.
Оксана КОБЗЕВА