В начале этой недели эксперты рассказали о результатах федерального социологического исследования на тему кредитов и пользования россиянами своими кредитными историями. Выяснилось, что знания на эту тему весьма малы, хотя кредитуются россияне более чем активно.
Напомним, рост кредитов в 2012 году был фантастическим: + 54,8%. Кредитные истории появились у 60 млн россиян. (Для справки: всего на 1 января Росстат насчитал 143,3 млн россиян. Среди них 26 млн детей).
То есть половина совершеннолетних жителей России так или иначе брали кредиты. При достаточно низком уровне финансовых знаний и навыков в стране появляется определенная финансовая культура, в том числе и интерес к своей кредитной истории. Здесь взрывной рост пришелся на начало года.
Как пишет BFM.Ru, статистика одной из крупнейших организаций России, занимающихся ведением кредитных историй — Национального бюро кредитных историй (НБКИ) — гласит, что в марте 2013 года россияне запрашивали свои кредитные истории в 10 раз чаще, чем в марте 2012 года (порядка 30 тысяч запросов против 3 тысяч год назад).
К примеру, самый распространенный миф — что негативные записи из кредитной истории удаляются, когда проблема решена.
«35% опрошенных россиян считают, что как только они ликвидируют просрочку по кредиту, запись о ней из кредитной истории удаляется. О том, что кредитная история остается с человеком практически на всю жизнь, знают лишь 38% опрошенных», — комментирует результаты исследования генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Исследование было проведено по заказу Банка России, АРБ и Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Национальное бюро кредитных историй, крупнейшее на рынке кредитных историй в Российской Федерации, создано в марте 2005 года. По состоянию на 1 января 2013 года Бюро консолидирует информацию о более 100 млн кредитов, выданных свыше 1500 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ.
Кроме того, половина опрошенных считают, что в кредитной истории есть информация только о просроченных кредитах. Тот факт, что в ней есть информация обо всех кредитах, в том числе выплаченных и имеющихся, известен лишь 32% респондентам.
Тайны хранения и ознакомления
О том, где хранится их кредитная история, не имеют представления 41% опрошенных. Получается, что почти половина граждан не имеет представления о существовании института бюро кредитных историй, отметил Александр Викулин.
Лишь 35% респондентов знают, что они могут в любой момент ознакомиться со своей кредитной историей. 65% понятия не имеют, что закон предоставил такое право, выяснилось в ходе опроса.
Большинство респондентов не знают, какие сведения отражены в их кредитной истории. В ходе опроса можно было выбрать из нескольких вариантов — и, оказалось, что 56% респондентов полагают, что в кредитной истории содержится информация о месте работы заемщика, а 52% — думают, что о доходах.
Одной из системных мер, которая может кардинально изменить понимание гражданами важности своей кредитной истории, по мнению Александра Викулина, должна стать доработка «Памятки заемщика по потребительскому кредиту», разработанной Банком России в 2008 году.
Напомним, что в конце февраля объявлено о начале эксперимента по обучению финансовой грамотности в школах с 1 класса.
В конце прошлого года Центробанк собирался ограничить активность банков по выдаче кредитов населению, чтобы избежать финансового «пузыря» на рынке. Эксперты отмечали, что количество плохих кредитов растет, особенно в сфере потребительского кредитования. При этом просрочка по ипотеке и автомобильному кредитованию держится на прежних уровнях.
Татьяна СОКОЛОВА