Сможет ли ЦБ закрутить гайки? Вопрос пока открыт, но свет в конце тоннеля виден. Правительство все-таки согласовало изменения в законопроект о консолидированном надзоре, согласно которым права Банка России будут значительно расширены относительно «присмотра» за банками.
Если поправки будут приняты, а сомнений в этом, надо сказать, немного (внесены уже ко второму чтению, а где второе — там и третье), то банкам придется очень жарко. Так с момента X регулятор сможет вводить строгие санкции в отношении акционеров кредитных организаций, получит право ужесточить оценку рисков, связанных с деятельностью банков в рамках групп, в частности, рисков, сопряженных с кредитованием банками других бизнесов собственников, и контролировать вознаграждение менеджмента.
Акционерам в этой ситуации не позавидуешь, так как если все чтения пройдут удачно, то они, мягко говоря, могут оказаться пустым местом. Если проанализировать закон, то их предлагается отстранять от управления банками за нарушение порядка раскрытия информации о структуре собственности банка, заключение с банком сделок, повлекших нарушение обязательных нормативов, а также — за бездействие в ситуациях, когда необходимы меры по предупреждению банкротства банков. Процедура также прописана: сначала регулятор направит нарушителю предписание (в течение 30 дней со дня обнаружения) об устранении нарушений, а в случае игнорирования или не выполнения в течение 45 дней, отстранит от управления. Право голоса акционера приостанавливается. Под приостановлением права голоса на общем собрании акционеров понимается, что акции (доли) такого участника кредитной организации голосующими не являются и не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров.
Ужесточение надзора за рисками предполагает установление для конкретных банков «индивидуальных предельных значений обязательных нормативов». Такому наказанию банк подвергнется за недостаточно качественный риск-менеджмент и внутренний контроль. При этом ЦБ будет ориентироваться на соответствие имеющихся в банке систем риск-менеджмента и внутреннего контроля характеру и масштабу его бизнеса. А уж пути оценить он найдет, тут можно не сомневаться.
Вознаграждения банкиров будет контролировать ЦБ - так регулятор наделяется правом оценивать систему оплаты труда кредитной организации. И это будут не только топ-менеджеры, но и руководители служб управления рисками и внутреннего контроля и иные работники, действия которых могут угрожать интересам вкладчиков, что, надо сказать, — очень размытое понятие, но, возможно, к третьему чтению его чуть подкорректируют. Если имеющаяся в банке система оплаты труда не соответствует характеру и масштабу бизнеса банка, уровню принимаемых рисков, финансовым результатам, то ЦБ предпишет банку изменить ее.
Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил «Ъ», что основная цель поправок — привести российское законодательство в соответствие с требованиями Базельского комитета: дать возможность ЦБ оценивать работу банков не формально, а на основе анализа их реальной экономической деятельности. «Мы надеемся, что законопроект будет принят уже в весеннюю сессию и вступит в силу уже с 2014 года». Банкирам, наверное, пока остается только одна радость: понимать, что законопроект еще не принят и, возможно, будет отсрочен на неопределенный срок. Но, учитывая грядущие изменения в руководстве Банка России, поправки не заставят себя долго ждать - и не такие уж они туманные, как казалось еще год назад.
Яна ШИШКИНА