Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили возможность использовать сделки с обратным выкупом (репо) для управления пенсионными резервами. В ФСФР говорят, что таким образом фонды смогут привести свои активы в соответствие с нормативными требованиями. Между тем участники рынка считают, что от подобных сделок выиграет лишь один НПФ — «Газфонд».
Новый приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) разрешает управляющим компаниям, действующим в качестве доверительного управляющего НПФ, совершать сделки репо для устранения нарушений по структуре активов фондов. «У НПФ, имеющих большие активы в ценных бумагах, благодаря новому приказу появилась возможность получать ликвидные средства для покупки новых активов»,— говорит эксперт ФСФР Татьяна Медведева. При этом приказ ФСФР распространяется лишь на те фонды, у которых «суммарная стоимость активов, не соответствующих новым требованиям, превышала на 1 февраля 2007 года 5 млрд руб.».
В феврале 2007 года правительство утвердило новые правила формирования пенсионных резервов. В частности, вложения пенсионных фондов в акции вкладчиков и учредителей фонда были ограничены 5%, в акции других эмитентов — 10% от объема пенсионных резервов. Активы НПФ должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение трех лет.
Воспользоваться процедурой репо смогут лишь единицы из российских НПФ. «Разрешив проводить сделки репо, ФСФР оперативно устранила проблему, которая стояла исключительно перед несколькими фондами, владеющими крупными пакетами акций»,— говорит гендиректор УК «Пенсионный резерв» Вячеслав Корпушенков. В первом квартале 2007 года, согласно отчетности подаваемой в ФСФР, такой объем «лишних» резервов мог быть лишь у пяти крупнейших НПФ — «Благосостояния», «Телеком-Союза», «ЛУКОЙЛ-Гаранта», НПФ «Электроэнергетики», «Газфонда». В четырех первых фондах заявили, что либо не намерены использовать эту процедуру, либо будут просить разъяснений по этому приказу у ФСФР.
По мнению президента национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Игоря Коржова, «под условия, выставленные ФСФР для проведения сделок репо, безоговорочно попадает лишь НПФ «Газфонд»». В компании «Лидер», управляющей пенсионными резервами «Газфонда», подтвердили заинтересованность сделками репо. Замгендиректора «Лидера» Игорь Мустяца заявил «Ъ»: «Мы неоднократно высказывались за сделки репо на заседании инвестиционного комитета НАПФ. Видимо, ФСФР прислушалась к нам». По его словам, с возможностью проведения сделок репо теперь не обязательно выводить на рынок крупный пакет ценных бумаг, а проводить замещение резервов постепенно.
Эксперты, опрошенные «Ъ», были удивлены, узнав, что процедура репо предложена в качестве способа устранения нарушений в структуре пенсионных резервов. По их словам, такой вид сделок подразумевает возможность обратного выкупа акций, то есть фактического возврата активов, которые только временно списываются с балансов фондов. Самая распространенная схема для этого — так называемый buy-sell-back, то есть разделение сделки на две независимые друг от друга операции купли-продажи. «При такой сделке компания совершает одновременно две операции — купли и продажи ценных бумаг, при этом первая из них учитывается на балансе, а вторая идет по внебалансовому учету в качестве форвардной сделки»,— поясняет вице-президент департамента операций репо банка «Траст» Варвара Пономаренко. «Благодаря этому механизму пенсионные фонды в течение года — максимального срока, на который могут заключаться сделки репо,— смогут показывать, что их пенсионные резервы приведены в соответствие с новыми требованиями»,— предположил президент Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. Кроме того, сделку репо можно пролонгировать на срок больше года.
Однако НПФ, которые соответствуют условиям нового положения, смогут получить на сделках репо дополнительную прибыль, разместив полученные денежные средства на выгодных условиях. Кроме того, отмечают участники рынка, контрагент часто готов заплатить за пользование ценными бумагами. «Бывают ситуации, когда контрагенту позарез нужны акции какого-то конкретного эмитента для игры на рынке, и в этом случае он готов доплатить их держателю за право временного пользования»,— поясняет госпожа Пономаренко. По ее словам, в этом случае ставка репо и вовсе может оказаться отрицательной, что позволит НПФ получить прибыль существенно выше рыночной.
Александр МАЗУНИН