В конце января этого года Министерство финансов России разделило Стабфонд на две части, образовав Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Их средства Минфин разрешил вкладывать в долговые обязательства иностранных государств, в том числе американских ипотечных госкомпаний, находящихся в глубоком кризисе. Зачем?
Еще в июне прошлого года Америка предложила России инвестировать средства Стабфонда в свою экономику. Позже глава Минфина Алексей Кудрин говорил о том, что мы могли бы помочь деньгами мировой финансовой системе, переживающей кризис. И вот, после исполнения решения о разделении Стабфонда, наше правительство решило прислушаться к предложению США: деньги Фонда национального благосостояния, а также часть средств Резервного фонда будут вложены в экономики других стран. По оценке, которую давал Минфин в прошлом году, инвестиции Резервного фонда в среднем будут иметь доходность 3,5—4 процента годовых, а Фонда национального благосостояния — 6,5—7 процента. Аналитики отмечают, что с такой моделью инвестирования Фонд национального благосостояния практически не будет отличаться от Резервного фонда, а разница между Стабфондом и нынешними двумя фондами и вовсе не станет заметной, ведь оба они также будут вложены в бумаги иностранных государств.
Тем не менее Министерство финансов уже решило: заработанные страной средства потратят, в частности, на приобретение долговых бумаг 15 иностранных государственных агентств. Перечень агентств, в обязательства которых могут быть размещены средства Фонда национального благосостояния, утвержден приказом Минфина РФ от 24 января 2008 года. Аналогичный перечень утвержден для инвестирования средств Резервного фонда приказом от 16 января 2008 года.
В число компаний, имеющих возможность получить инвестиции из Стабфонда России, вошли и американские ипотечные госкомпании Fannie Mae и Freddie Mac, а это, учитывая последние события, — очень странный выбор. Fannie Mae и Freddie Mac, созданные конгрессом США для увеличения объемов финансирования ипотеки, контролируют около 40 процентов рынка ипотечного кредитования жилищного сектора. Оба агентства оказались в центре кризиса на рынке ипотечных ценных бумаг, разразившегося в США в прошлом году и продолжающегося до сих пор. Только за один день 20 ноября курс акций Freddie Mac рухнул на 29 процентов, Fannie Mae — на 25 процентов. Это произошло после сообщений о необходимости привлечения дополнительного капитала на фоне масштабных списаний сомнительных долгов.
Можно было бы допустить, что наши хитрые финансисты хотят купить подешевевшие акции этих фондов в расчете на то, что потом они вырастут. Но нет, речь идет о долговых обязательствах — облигациях. Проще говоря, из средств нашего Фонда национального благосостояния будут оплачены долги бедных американцев, понабравших ипотечных кредитов и неспособных по ним расплачиваться. Кроме того, средства российских госфондов могут быть вложены в корпорации и банки, кредитующие жилищное строительство в США, и это при том, что в жилищном секторе США сейчас продолжается самый глубокий спад за последние 25 лет.
Тем не менее российское государство продолжает следовать стратегии, принятой несколько лет назад: заработанные страной деньги идут в экономику других стран. При том что в России по-прежнему нет нормальных дорог, жилищная проблема решается с трудом, а предприниматели стонут от слишком высоких, по их мнению, налогов.