Затруднения российских банков, вызванные «сжатием» ликвидности на мировых рынках и волной прокатившихся посткризисных явлений, не прибавили оптимизма банковским вкладчикам. Однако иррациональные опасения по поводу грядущего дефолта и деноминации не подкрепляются ни фундаментальными макроэкономическими показателями, ни текущим состоянием внешней конъюнктуры. Несмотря на сложности с фондированием, существовавшие на протяжении второго полугодия 2007 года, российская банковская система продемонстрировала беспрецедентно высокий рост активов и капитала (44,1 и 57,8% соответственно), превысив плановые показатели, заложенные в правительственной Стратегии развития банковского сектора до 2008 года. Пережив с помощью поддержки ЦБ и разумных ограничений по развитию несколько волн ухудшения ликвидности, банки готовы двигаться дальше.
Кредитный кризис имел для российской банковской системы два важных последствия, определивших ее дальнейшее развитие. Первое — рост суверенных кредитных спрэдов и, по цепочке, рост стоимости всех видов заимствований (облигационные выпуски, синдицированные кредиты и наконец депозиты населения). Второе последствие — усиление конкуренции на всех сегментах банковской розницы, вызванное тем, что в период обострения кризиса банки оказались в неравной ситуации с точки зрения доступа к источникам ликвидности. Это было связано как с различием в структуре фондирования (выиграли те, кто не был сильно зависим от внешних займов), так и со сложившимся многоступенчатым механизмом поступления ликвидности через ЦБ. Нарастить конкурентные преимущества во время первой волны кризиса смогли прежде всего госбанки. При этом неожиданное укрепление позиций совпало с активным выходом государственных финансовых институтов на рынок розничного банкинга. «Государственно-корпоративные» банки стали активно осваивать неинтересные им прежде сегменты (автокредиты, ипотека, пластик), потеснив лидеров за счет временно возникшего преимущества. Частные банки, занимавшиеся кредитной розницей, вынуждены были решать проблему поиска новых источников фондирования и, соответственно, обратили внимание на частные вклады.
Оба последствия (повышение ставок и обострение конкуренции) несут частным вкладчикам только выигрыши. Банки конкурируют за их деньги, а сравнение доходности по альтернативным источникам инвестирования определяет выбор в пользу банковских вкладов. Эти две тенденции и станут основными драйверами роста рынка депозитов в 2008 году.
По данным Банка России, объем вкладов физических лиц в 2007 году вырос на 37,7%, достигнув 5,1 трлн руб. (см. график). По нашим оценкам, в 2008 году темпы их роста должны ускориться до 38—40%, а общий объем к концу года составит порядка 7 трлн руб.
В среднем на частные вклады сейчас приходится порядка 25% пассивов банковского сектора. С другой стороны, до последнего времени более половины всех депозитов физических лиц приходилось на Сбербанк (хотя его доля на рынке медленно снижалась). В конце 2007 года доля Сбербанка, по нашим оценкам, составляла уже не более 46,2% всех розничных депозитов. Снижение концентрации свидетельствует о том, что конкуренция в сегменте растет.
Видимым признаком усиления конкуренции выступает высокая маркетинговая активность ряда игроков в области продвижения депозитных продуктов. Рекламные кампании «Русского стандарта», ВТБ 24, Москоммерцбанка, Собинбанка и ряда других игроков задали тон нового диалога с розничными клиентами банков: не только как с потенциальными заемщиками, но и как с потенциальными вкладчиками.
В тридцатке лидеров по объему вкладов физических лиц за год в целом наиболее высокие темпы роста продемонстрировали Россельхозбанк, ВТБ 24 (во многом это связано с переводом в него розничного бизнеса ВТБ), НБ «Траст», Русский банк развития и Юниаструм Банк (см. таблицу). Быстрый рост депозитов в последних трех банках во многом был обеспечен целенаправленным развитием работы в этом сегменте.
Возможно, складывающаяся ситуация покажется парадоксальной: еще год назад, когда ставки по розничным депозитам были на 12% ниже, чем сейчас, банки не задумывались об активном освоении частных сбережений. Сегодня же, когда ставки по депозитам растут, банки наперебой предлагают все более выгодные программы. На самом деле это вполне объяснимо. Если раньше розничные депозиты не могли составить конкуренцию другим источникам финансирования, в особенности более «длинным» и «дешевым» иностранным заимствованиям, то сегодня, когда кредитные ресурсы с Запада стоят очень дорого, депозиты физических лиц становятся более привлекательными. Тем более что опора на внутренние сбережения позволяет диверсифицировать пассивную базу, избежав проблем с поиском ликвидности в периоды крупных выплат.
С другой стороны, может возникнуть вопрос: а не стоит ли банкам ограничить деловую активность, спокойно переждав период мировой турбулентности и возобновив активный рост уже в более стабильных условиях? Кредитная лихорадка последних лет, во время которой банки агрессивно наращивали розничные портфели, постепенно исчерпывает себя. В целом это естественный процесс, связанный с переходом многих сегментов розничного кредитования в стадию зрелости.
Вместе с тем ставка на депозиты вместо ограничения роста в данной ситуации выглядит вполне оправданной. Динамика рынка кредитования по-прежнему определяется скорее спросом, чем предложением. Активно растет ипотечный сегмент, набирает обороты кредитование малого и среднего бизнеса. Необходимы ресурсы, чтобы поддерживать рост. Достаточно большой источник ресурсов — внешние заимствования — в настоящее время испытывает сжатие. В этих условиях акцент внимания банков переместился с размещения средств на привлечение и поиск новых источников, в том числе и расширение притока новых вкладчиков.
Кроме того, сейчас еще одно обстоятельство играет на руку банкам. В период высокой волатильности на фондовом рынке по соотношению риск/доходность банковские депозиты становятся одним из самых привлекательных источников инвестирования. А значит, рост рынка в 2008 году будет поддерживаться обеими сторонами.