Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала доклад, посвященный оценкам топ-менеджеров транснациональных компаний в 14 крупнейших странах мира эффективности борьбы с коррупцией на корпоративном уровне. 56% менеджеров, отмечает PwC, говорят о росте мировой коррупции за последние пять лет, а в странах BRIC половина опрошенных считают ее неискоренимой и естественной.
PricewaterhouseCoopers представила доклад «Противостояние коррупции», посвященный борьбе с коррупцией в частном бизнесе. Доклад, по замыслу его авторов, должен стать «дорожной картой» для частных компаний при введении более эффективных антикоррупционных программ на корпоративном уровне. Отмечая возросшую роль частного сектора в борьбе с коррупцией, авторы исследования предлагают взглянуть на то, как оценивает мировую коррупцию частный бизнес,— доклад PwC основан отчасти на данных по экономическим преступлениям, которые компания опубликовала осенью 2007 года («Ъ» писал об этом 18 октября), отчасти — на новых глубинных интервью исполнительных директоров ведущих мировых компаний 14 стран мира.
В исследовании отмечается, что в мире в целом растет число компаний, признающих свою уязвимость для коррупции. Так, 63% топ-менеджеров сталкивались с попытками взяточничества, а то, что давление властей за последние пять лет выросло, отмечают 56%. Еще 71% респондентов ожидает, что в следующие пять лет это давление будет только усиливаться. При этом опрошенные отмечают, что их антикоррупционные программы не позволяют им избегать взысканий. Так, 45% респондентов признались, что отказывались от выхода на рынки
Россия в исследовании включена в группу стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), оценки эффективности коррупционных программ в которых существенно хуже, чем в остальном мире. Так, 50% респондентов из стран BRIC считают, что коррупционные издержки принципиально невозможно искоренить и они являются «естественной платой за возможность заниматься бизнесом». В мире с этим тезисом согласны только 35% опрошенных топ-менеджеров. Лидером является Китай, где концепции «естественности» коррупции придерживаются 72% опрошенных руководителей компаний.
80% респондентов PwC признают, что в их компании в той или иной форме действуют антикоррупционные программы, однако только 22% топ-менеджеров в мире выразили уверенность, что внедренные программы реально сдерживают риск коррупции. И только 40% респондентов верят, что текущий контроль эффективен в определении высоких бизнес-рисков партнеров или ожидаемых издержек.
В странах BRIC, в том числе и в России, эффективность частных антикоррупционных программ в компаниях оценивается существенно ниже, чем в остальном мире. В странах BRIC в их эффективности уверены 29% опрошенных, в мире — 40%. Тем временем, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованному вчера, проблема коррупции — одна из ключевых для российского бизнеса. Распространенность коррупции на всех уровнях власти беспокоит 43% бизнесменов. Согласно опросу ВЦИОМ, тройку основных препятствий на пути вхождения России в число мировых лидеров дополняет коррумпированность власти и бизнеса (33%).
Руководитель фонда «Индем» Георгий Сатаров отмечает, что все страны BRIC объединяют не только развивающиеся экономики, но и «высокий уровень коррупции и заинтересованность бизнеса в ее снижении». Частные антикоррупционные программы нужны, говорит Георгий Сатаров. «Индии, Бразилии и России сейчас, как никогда, коррупция невыгодна. С другой стороны, надо учитывать политические условия. Яркая особенность России — сплетение власти и бизнеса, поэтому в России в борьбе с коррупцией заинтересована власть, а не бизнес». А научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок Екатерина Журавская отмечает несомненную корреляцию между развитием страны и уровнем коррупции. «Очевидно, что чем богаче страна, тем ниже в ней уровень коррупции»,— констатирует она.
Дарья НИКОЛАЕВА