Вчера Минфин не смог разместить облигации федерального займа (ОФЗ) — аукцион был признан несостоявшимся. Это знаменательное событие — впервые за много лет Минфин не сумел обеспечить по разумным ставкам достаточного спроса, чтобы разместить минимально необходимые 20% от каждого из двух предлагавшихся вчера выпусков (на 10 млрд и 15 млрд руб.), отмечает в обзоре аналитик инвестбанка «Траст» Павел Пикулев.
В 1998 г. с отмены аукционов началась последняя фаза кризиса, вспоминает зампред правления Инвестсбербанка Евгений Егоров. Однако за состояние государственных финансов сейчас беспокоиться не стоит — Минфину с профицитным бюджетом не нужны деньги любой ценой в отличие от США, где сложности муниципалитетов с размещениями сулят им же дефолты, считает Егоров.
Последний раз аукцион отменялся в 2004 г., напоминает аналитик «Тройки диалог» Александр Кудрин. Вчерашняя отмена меняет сложившуюся на рынке практику — Минфин начиная с 2005 г. неформально взял на себя обязательство проводить размещения при любой рыночной конъюнктуре, отмечает Кудрин. Отказ от этой практики, по мнению Кудрина, накладывает отпечаток на имидж инструмента в целом.
Получить комментарии в Минфине не удалось. Старший вице-президент Бинбанка Кирилл Петров считает, что дает плоды политика ЦБ по таргетированию инфляции. В результате ориентиры по доходности ОФЗ потеряны, участники рынка не хотят покупать бумаги, поскольку ожидают повышения Центробанком ставки репо, а Минфину в итоге не удается «связать» денежную массу, подчеркивает Петров. После обещания ЦБ поднять ставки бумаги с доходностью в 7% годовых никто не хочет покупать, подтверждает трейдер Пробизнесбанка Кирилл Кондратьев.
Не привлекает такое предложение и иностранцев, уточняет аналитик Банка Москвы Егор Федоров. За последние полгода сильно возросла стоимость хеджирования валютных рисков: сейчас она составляет примерно 3,5%, тогда как летом, например, была даже отрицательной, что приносило дополнительный доход, уточняет Федоров.
Несостоявшиеся аукционы демонстрируют всю глубину кризиса, в котором находится рынок ОФЗ, отмечает Пикулев. Пока ЦБ и Минфин совместно не объяснят инвесторам свои цели и намерения, причем не общими словами, а конкретными цифрами (целевыми ориентирами по ставке репо, доходности госбумаг и т. д.), спрос на ОФЗ не появится, а об амбициозной программе заимствований Минфина на этот год в такой ситуации придется забыть, категоричен Пикулев. Получить комментарии в ЦБ вчера вечером не удалось.
Василий КУДИНОВ, Елена ХУТОРНЫХ, Андрей ПАНОВ