Госдума продолжает готовить к принятию во втором, основном чтении закон о системных ограничениях на иностранные инвестиции в РФ в «стратегические» отрасли и объекты экономики. Почти полностью переформулированный закон в его последней версии уже жестче, чем существующие и обсуждающиеся в странах G7 ограничения на иностранные инвестиции, он может коснуться и российских компаний, имеющих иностранных акционеров. Спешное принятие проекта может заблокировать любые крупные сделки с акциями стратегических и сырьевых компаний на несколько месяцев — до разработки всех подзаконных актов новым составом правительства.
В минувший четверг комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал к принятию во втором чтении последнюю версию законопроекта об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. Глава комитета Мартин Шаккум не скрывал, что согласованный с ФСБ и одобренный Владимиром Путиным законопроект более не подлежит серьезной правке — предполагается, что закон во втором, основном чтении будет принят 19 марта. Первая версия законопроекта, разработанная Минпромэнерго и в сентябре 2007 года принятая Госдумой в первом чтении, предусматривала мягкий разрешительный порядок только для приобретения иностранцами контрольного пакета акций стратегических предприятий. «Мы надеемся, что новые положения законопроекта серьезно не осложнят иностранные инвестиции в экономику»,— заявил «Ъ» разработчик первого варианта законопроекта, глава юридического департамента Минпромэнерго Владимир Тараскин. Впрочем, в новой версии законопроект радикально отличается от проекта Минпромэнерго и выглядит жестче, чем существующие и обсуждаемые в странах G7 ограничения на иноинвестиции суверенных фондов и госкомпаний.
Последняя версия законопроекта прямо обязывает иностранных инвесторов согласовывать с уполномоченным органом и получать разрешение правительственной комиссии на сделки по приобретению более 50% акций стратегического предприятия или более 25%, если покупателем является иностранная госкомпания. Если предприятие разрабатывает стратегическое месторождение, то ограничения жестче — согласованию подлежит приобретение более 10% акций или более 5%, если покупателем является госкомпания. Госкомпаниям запрещено контролировать более 50% стратегического предприятия или более 10% стратегического недропользователя.
В последней редакции законопроекта изменился предмет регулирования. Если в ходе первого чтения речь шла о приобретении контрольного пакета акций, то теперь — об установлении контроля над компанией из «стратегического» списка. Изменилось и данное в законе определение «контроля». Раньше под ним подразумевалось распоряжение более чем 50% от общего количества голосующих акций, теперь же — более 10%. В законе прямо указывается, что иностранный инвестор обязан предоставлять в уполномоченный орган информацию о приобретении более 5% акций стратегического предприятия. Если «факт установления заявителем контроля над стратегическим хозяйственным обществом не является очевидным, заявитель, намеревающийся совершить сделку, вправе направить в уполномоченный орган запрос о необходимости согласования»,— говорится в проекте. Если же сделка совершается без разрешения, инвестор теряет право голосовать акциями, сохраняя право на дивиденды.
Изменилось определение «иностранных инвесторов», теперь под него подпадают и российские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Расширительное толкование этой нормы позволяет отнести к иностранным инвесторам все российские компании, доля иностранного капитала в которых превышает 10%. Впрочем, по настоянию «Газпрома» российские госкомпании
К числу стратегических, кроме предложенных Минпромэнерго 33 видов деятельности в оборонной, космической и атомной отраслях, добавились еще несколько. В последней версии законопроекта появились «естественные монополии» — согласно реестру ФСТ предприятия, доминирующие на рынке услуг связи, полиграфических услуг и издательской деятельности. Стратегическое значение приобрели также телерадиовещание, предоставление услуг доступа в интернет, геологическое изучение недр и вылов водных биоресурсов. Вместе с базовым законом предполагается внести изменения в связанные законы, распространяющие его действие на компании-держатели лицензий на участки недр федерального значения. Согласно поправкам к закону «О недрах» — это месторождения урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, минералов иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, платины. Федеральное значение приобретают также месторождения нефти (более 70 млн т), газа (от 50 млрд куб. м), золота (от 50 т), меди (от 500 тыс. т), все месторождения на континентальном шельфе. Право работать на шельфе поправками получают только российские госкомпании. Одной из последних стала поправка к закону «Об иностранных инвестициях в РФ», в соответствии с которой иностранные госинвесторы обязаны согласовывать приобретение более 25% любой российской компании в порядке, предусмотренном для стратегических предприятий.
Введение в действие документа, которое может произойти в апреле-мае 2008 года, на несколько месяцев осложнит любые крупные сделки в России. Напомним, первая версия документа предполагала введение закона в действие с 1 января 2009 года, после издания подзаконных актов. Версия, которая будет рассматриваться Госдумой в марте, предполагает, что закон вступит в силу со дня официального опубликования. До создания уполномоченного органа и утверждения положения о специальной правительственной комиссии любые крупные внешние сделки с акциями, подпадающими под действие закона, будут заблокированы до выпуска всех подзаконных актов. Учитывая предстоящую в мае смену правительства, речь может идти о нескольких месяцах, в течение которых крупные сделки, в том числе, с акциями нефтегазовых компаний, будут невозможны.
Александр ГУДКОВ