На российском рынке участились случаи мошенничества, связанного с лизинговыми сделками. Мошенники обманывают и лизинговые компании, и поставщиков. И вместе, и по раздельности. Эту проблему эксперты обсудили за круглым столом в редакции «Делового Петербурга».
Заметное увеличение случаев обмана со стороны недобросовестных лизингополучателей отметили все участники обсуждения. Большинство экспертов связывают активизацию мошенников с двумя основными аспектами.
Во-первых, с общим развитием рынка лизинга. «Мошенники поняли, что такое лизинг, и начали разрабатывать всевозможные схемы обмана лизинговых компаний», — говорит коммерческий директор «НОМОС-Лизинг Северо-Запад» Владимир Наймарк.
Второй аспект связан с либерализацией рынка. Растущая конкуренция вынуждает лизинговые компании идти навстречу клиенту: упрощать процедуру подачи заявок, сокращать сроки их рассмотрения, что в некоторых случаях влечет за собой ослабление проверки надежности возможного лизингополучателя. Так, например, иногда некоторые лизинговые компании отходят от правила работать только с теми компаниями, которые существуют на рынке несколько лет, — это создает дополнительные лазейки для мошенников, регистрирующих под лизинговые сделки фирмы-однодневки или предоставляющих лизингодателю на этапе заявки недостоверные финансовые сведения.
Тем не менее эксперты отмечают, что, несмотря на идущую либерализацию, мягкие условия предоставления финансирования действительно мягки только для прозрачных компаний. «Если на старте проекта наша юридическая и аналитическая службы плотно работают с потенциальным клиентом, то в дальнейшем с этим клиентом, как правило, проблем не возникает», — говорит начальник юридической службы «Глобус-Лизинг» Сергей Громов. Такая предварительная работа позволяет также пресекать попытки потенциальных лизингополучателей «провернуть» сделки в сговоре с поставщиком. «Случаи завышения цены со стороны поставщика действительно не редки», — отмечает начальник отдела лизинга оборудования ГК «Зест» Александр Алексеев. «Если предметом лизинга выступает сложное оборудование, то для установления его действительной стоимости мы иногда прибегаем к услугам профессиональных оценщиков», — добавляет начальник казначейства ГК «Интерлизинг» Михаил Демченко.
Кто принимает удар
По словам директора Северо-Западного регионального филиала «Лизинговая компания УРАЛСИБ» Алексея Сироты, чаще других с попытками мошенничества сталкиваются так называемые розничные лизинговые компании, то есть те, кто работает преимущественно в сегменте малого и среднего бизнеса, а также те, кто имеет широкую филиальную сеть. «Действительно, за 4 года работы в сегменте корпоративного бизнеса мы ни разу не встретились с попыткой мошенничества со стороны лизингополучателя», — подтверждает заместитель генерального директора «Кюн и партнеры СНГ» (лизинговый брокер) Александра Щукина.
Кроме того, в лизинге существуют несколько специфических рисков. Один из них связан, например, с возможным исчезновением предмета лизинга после заключения сделки и передачи предмета лизинга лизингополучателю. Такое исчезновение, по словам генерального директора «Лизинговая компания «Скандинавия» Алексея Кукушкина, может произойти, когда «бизнес лизингополучателя «не пошел», и ему попросту нечем расплачиваться за оборудование или технику». «Малейшие сбои в выплате платежей — это сигнал для лизинговой компании», — говорит Алексей Кукушкин.
Генеральный директор «Техноспецстальлизинг» Ольга Жарницкая поделилась опытом работы своей компании: «Наша компания сравнительно небольшая, поэтому мы можем позволить себе такую роскошь, как регулярные, в среднем раз в квартал, проверки своих клиентов. В компании есть специальный менеджер, который объезжает клиентов, проверяет наличие предмета лизинга».
Засланный казачок
Бурное обсуждение у участников круглого стола вызвал вопрос о халатных и недобросовестных менеджерах самих лизинговых компаний. «Любое, пусть даже не злонамеренное, пренебрежение менеджером своих обязанностей — а попросту халатность — может привести компанию к убыткам, — говорит генеральный директор «Прогресс Нева Лизинг» Станислав Ким. — Поленился он поехать к клиенту, не удостоверился, что тот существует на самом деле, не проверил предмет лизинга — риски компании повышаются». «Необходимо повышать компетенцию сотрудников лизинговых компаний», — говорит Алексей Сирота.
Другая сторона проблемы — случаи, когда менеджер лизинговой компании вступает в мошеннический сговор с возможным лизингополучателем. Эта проблема может возникнуть у быстро растущей компании, когда ее глава перекладывает часть своих полномочий по принятию решений на подчиненных. «Здесь все зависит от внутреннего контроля в компании», — говорит Владимир Наймарк. «Способы борьбы просты: проверки, проверки и еще раз проверки», — добавляет генеральный директор «Петербургская Лизинговая Компания» Валерий Горизонтов.
Елена КИТАЕВА