С помощью таких структурированных продуктов инвестор как бы делает ставку на рост или снижение стоимости какого-то базового актива — нефти, золота, портфеля акций и проч. Они могут представлять собой индексируемый депозит, вексель и т. д. со специальными правилами начисления дохода, зафиксированными в тексте договора с инвестором. Он заключается на срок, по истечении которого инвестору выплачивается доход. Прибыль рассчитывается по записанной в договоре формуле и зависит от изменения стоимости базового актива с учетом коэффициента участия. Но такие продукты предлагают лишь тем, кто готов инвестировать никак не менее 100 000 руб.
Под защитой
Индексируемые депозиты предлагают несколько российских банков. Так, банк «КИТ финанс» привязывает свои депозиты к ценам на нефть и индексу РТС. «Индексируемый депозит — нефть» отличается от обычного вклада тем, что доход по нему не фиксирован, а зависит от изменения цены на нефть за период вложений», — говорит замдиректора департамента производных инструментов банка «КИТ финанс» Наталия Газиева.
«Мой банк» и УБРР предлагают индексируемые депозиты на индекс РТС, а Независимый строительный банк — на нефть, золото, курс рубля. Входной билет — 100 000—250 000 руб. в зависимости от банка. Эти депозиты подпадают под действие системы страхования вкладов, что подтвердил Андрей Мельников, замгендиректора АСВ.
В «Юниаструм банке» таких депозитов нет. Вместо них инвесторам, готовым инвестировать не менее $100 000, предлагают линейку структурированных продуктов «Фьюжн» на нефть, индекс S&P 500 и курс евро, оформленных векселем банка с дисконтом $1. Векселем и гарантируется возврат вложенной суммы, рассказывает директор департамента доверительного управления «Юниаструм банка» Евгения Лазарева. А доход выплачивается инвестору путем погашения векселя по особому курсу доллара, который зависит от изменения стоимости базового актива.
Вексельный вариант менее надежен, чем депозитный. Страхование вкладов на вексельные вложения физических лиц не распространяется, напоминает Мельников.
На доверии
Состоятельным клиентам, готовым инвестировать не менее нескольких сотен тысяч долларов, а лучше $1 млн, российские инвесткомпании («Финам», «Открытие», «Райффайзен капитал», «Паллада эссет менеджмент» и др.) предлагают структурирование личного портфеля активов в рамках доверительного управления (ДУ). Чаще всего портфель формируется на тех же принципах, что и структурированный продукт. Однако в этом случае полный возврат средств инвестору юридически не гарантирован. «Каких-либо дополнительных гарантий мы не даем, механизм возврата средств заключен в самой структуре портфеля», — говорит директор по стратегии УК «Достояние» Алексей Толстухин.
Что в итоге
Гарантии продуктов с защитой капитала привлекают частных инвесторов. Поэтому их называют «психологически комфортными продуктами». Между тем все они без исключения лишь создают видимость полной защиты вложений. «При плохом раскладе вы получаете назад вложенные деньги, покупательная способность которых за время «работы» продукта несколько уменьшилась
А доход может облагаться налогом. При ДУ он равен 13% от прибыли, а по депозитам — 35% от суммы, превышающей доход, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ (10,25% годовых).
Шансы на получение нулевого дохода в структурированном продукте значительно выше, чем на получение высокой прибыли, предупреждает гендиректор группы «Личный капитал» Владимир Савенок.
Возможно, сейчас разумнее просто разместить деньги на банковском вкладе, тем более что ставки по ним растут.
Секреты инвестиционной кухни
Механизм извлечения дохода, как правило, остается за рамками договора с инвестором, но банки, предлагающие продукты с защитой капитала, не делают из этого секрета. Все деньги инвестора они делят на две неравные части. Основная (около 90%) вкладывается в депозиты или облигации и работает на возврат средств, а на остаток приобретаются опционы на базовый актив, которые позволяют получать прибыль, многократно превышающую потраченную на их покупку сумму. Прибыль сверх обещанной инвестору по договору оседает в банке или компании, поэтому комиссий с клиента не взимают.
Анатолий ВОРОНИН, Людмила КОВАЛЬ