Сегодня более 360 миллиардов рублей — накопления 97 процентов будущих российских пенсионеров — практически мертвым грузом лежат в Банке развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ).
Возможностей преумножить эти деньги у корпорации крайне мало — список активов, в которые она вправе их вложить, ограничен сверхнадежными, но малодоходными госбумагами. Кстати, при этом в 2007 году результаты частных управляющих компаний оказались хуже, чем у ВЭБ: в среднем за год они заработали 4,16 процента прибыли, ВЭБ — 6,01. Годом ранее картина была прямо противоположной: 5,7 процента ВЭБ против 20,9 процента у «частников».
На днях председатель ВЭБ Владимир Дмитриев предложил разместить четверть пенсионных резервов (то есть около 90 миллиардов рублей), находящихся под управлением госкорпорации, на счетах в коммерческих банках, которые
Повезет, разумеется, не всем, а только финансовым организациям, «имеющим рейтинг как минимум двух международных агентств». Опыт такого отбора у ВЭБ уже есть. Еще в декабре он направил на поддержку ликвидности банковской системы около 115 миллиардов рублей, разместив их на депозитах примерно в десяти банках.
В зависимости от рейтинга банк вправе был рассчитывать на размещение на его счетах от 50 миллиардов рублей и ниже.
Правда, как пояснил «Российской бизнес-газете» главный экономист ИБ «ТРАСТ» Евгений Надоршин, пенсионные средства в коммерческих банках ВЭБ не размещал. Речь идет о средствах Банка развития, полученных из федерального бюджета в 2007 году. Вливания ВЭБ, считает Надоршин, заметно облегчили ситуацию на денежном рынке, стали одним из важных факторов, послуживших, к примеру, снижению ставок по кредитам.
— В ноябре-декабре все меры, которые вели к улучшению ликвидности, были весьма и весьма востребованы, — соглашается первый заместитель председателя правления ОргрэсБанка Игорь Буланцев. — Сегодня ситуация с ликвидностью по-прежнему медленно, но верно ухудшается и будет ухудшаться дальше, ведь в ближайшее время банкам предстоят налоговые платежи в бюджет, выплаты по западным займам, российским рублевым облигациям, рефинансирование долгов корпораций и т. д. Так что хороша любая помощь, но 90 миллиардов рублей всех проблем не решат. По некоторым оценкам, банкам потребуется от 10 до 20 миллиардов долларов в марте и столько же — в апреле.
Впрочем, по мнению Евгения Надоршина, «90 миллиардов — сумма вполне неплохая даже с точки зрения текущих запросов на денежном рынке. Тем более что в апреле рынок действительно ждут серьезные испытания».
Увы, Владимир Дмитриев предупреждает заранее, что в ближайшее время поддержка банковской системы со стороны ВЭБ «может уменьшиться». Дело в том, что крупные инфраструктурные проекты, которые финансируются государством, потребуют немалых вливаний. Наблюдательный совет госкорпорации уже одобрил ее участие в реализации 11 таких проектов на сумму 140 миллиардов рублей.
Жанна ТРОФИМОВА