Вчера ВТБ 24 в течение получаса, с 13.30 до 14.00, не мог обслуживать клиентов в Москве и Московской области
Клиенты ВТБ 24, пытавшиеся вчера проводить операции в офисах и через терминалы банка с 13.30 до 14.00, оказались разочарованы. Как рассказал РБК daily один из клиентов, пришедший в центральный офис ВТБ 24 на Мясницкой, чтобы внести взнос по взятому кредиту, в течение этого времени операционисты отказывались проводить транзакции, ссылаясь на то, что «система обслуживания клиентов зависла». Обеспокоенный заемщик, опасавшийся просрочить выплату взносов и нарваться на штраф, поинтересовался возможностью пополнить счет в другом отделении, однако операционист ему ответил, что это бесполезно, поскольку «сбой программного обеспечения произошел по всей Москве».
Вчера в ВТБ 24 официально подтвердили факт сбоя: «Отказ в обслуживании клиентов был вызван техническим сбоем базы данных. Сбой был ликвидирован за 12 минут. Он коснулся части сервисов и только московского региона, по регионам сбоев не было. В настоящее время банк работает в нормальном режиме». Комментировать причины произошедшего и наличие претензий от клиентов в ВТБ 24 не стали.
Операционные системы в банках «ложатся» редко: одним из самых крупных происшествий подобного рода была целая серия технических сбоев операционной системы Сбербанка осенью 2003 года, вызванная установкой более мощного сервера. Тогда многие держатели пластиковых карт Сбербанка, пытавшиеся получать деньги в банкоматах, с изумлением узнали, что их счета обнулились, но в итоге средства никто не потерял.
«Подобное происходит нечасто, это чрезвычайное происшествие для любого банка. Нормальная работа автоматизированной банковской системы является одним из ключевых моментов для банка: клиенту трудно будет объяснить, почему не дают или не принимают деньги», — отмечает зампред правления Русь-банка Валерий Кардашов. По его словам, наиболее частой причиной сбоев бывает замена и модернизация ИТ-оборудования, но обычно банки это учитывают и проводят работы и тестовые запуски в выходные.
Риск операционного сбоя в системе всегда остается ненулевым, но его можно свести к минимуму: в критических ситуациях должны быть предусмотрены схемы оперативного включения в эксплуатацию альтернативных ресурсов, говорит председатель совета директоров компании EGAR Technology Геннадий Иоффе. «Случаи сбоев операционной системы бывают редко, но для розничного банка отлаженная работа ИТ-систем особенно важна: если сбои у него будут частыми, он просто не сможет работать, — отмечает зампред правления банка «Русский стандарт» Евгений Туткевич. — Поэтому многие банки, развивающие розницу, переходят на платформы ведущих производителей, в частности iFlex, Temenos, Finacle, Misys. Сейчас это делают МДМ-банк и банк «Уралсиб».
Елена ЗУБОВА