Вклад инфляционных ожиданий в индекс потребительских цен в 2006 г. составил 4,4% (инфляция — 9%), в 2007 г. — 5,5% при инфляции в 11,9%, говорится в первом обзоре недавно созданного Центра макроэкономического анализа Сбербанка.
В январе — феврале 2008 г. влияние этого фактора снова возросло (после уменьшения в 2007 г.): в росте цен на 3,5% вклад ожиданий — почти половина, 1,7%.
Инфляция носит инерционный характер, рост цен в предыдущем периоде заставляет экономических агентов повышать цены в следующем периоде, объясняет главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. В среднем вклад психологии в последующий рост цен порядка 40% от предыдущего уровня, говорит ее соавтор, ведущий экономист ЦЭФИР Надежда Иванова. К примеру, если в январе инфляция была 1%, то в феврале при полном отсутствии других инфляционных факторов она составит 0,4%
На четверть, по расчетам Юдаевой и Ивановой, инфляция в 2007 г. вызвана ростом денежной массы. Сейчас усилилось влияние мировых сельхозцен — их вклад в инфляцию в январе — феврале оказался вдвое выше, чем за 2007 г.
Ожидания отражают доверие денежной политике, говорит Иванова: они снижаются, если власти демонстрируют способность бороться с инфляцией. В посткризисный период вклад ожиданий в инфляцию превышал половину, отмечает она. Влияние психологии ослабевает при снижении вклада других факторов, добавляет Юдаева. Сейчас
Ольга КУВШИНОВА