Цены на иномарки российской сборки остаются высокими. Однако вряд ли можно ожидать их серьезного снижения. Локализация сборочных производств снижает стоимость автомобилей не больше, чем на 10—15 процентов. Для более масштабного падения цены необходимо организовать на территории России сборку двигателей, а на это ни одна из существующих сегодня на отечественном рынке иностранных автомобильных компаний пока пойти не может.
В ближайшие три-четыре года машин в России станет больше, причем не только новых, но и подержанных. Дело в том, что если наша страна станет членом ВТО с лета следующего года, то в течение этого срока ввозные пошлины на иномарки должны будут снизиться с 25 до 15 процентов. А купить их помогут развивающиеся автокредитные программы отечественных банков.
Покупка автомобиля в кредит сегодня для большинства россиян стала единственным способом вложения денег. Подчеркну, не сбережения, а именно вложения. Так как заработать на купленном автомобиле действительно не удастся — как только вожделенное транспортное средство выезжает за ворота магазина, оно уже теряет в цене около 20 процентов.
А вот вложить заработанные деньги с тем, чтобы они не были съедены инфляцией, в покупку автомобиля действительно можно. Тем более что сегодня к услугам потенциальных автолюбителей большой выбор самых разных кредитных схем.
Для того чтобы выехать из салона на купленном в долг автомобиле, сегодня зачастую не требуется ни подтверждения доходов, ни наличия водительских прав. Банку достаточно знать, что заемщик как минимум полгода работает на одном месте, имеет российское гражданство и возраст относительно далекий от пенсионного. Если вы попадаете под эти условия, то уже можно рассчитывать на то, что в целом ряде банков к вашему желанию купить автомобиль в кредит отнесутся благосклонно.
И немудрено — автокредитование вполне заслуженно пользуется популярностью в банковской среде. Дело в том, что обеспечением по кредиту в данном случае выступает сам автомобиль, техпаспорт которого хранится в залоге у банка все то время, пока выплачивается кредит. В результате, как показывают, например, исследования рейтингового агентства «Эксперт-РА», объем просроченной задолженности по этому виду кредитования составляет всего около 2—3 процентов.
Другие цифры, характеризующие этот сегмент рынка, не менее впечатляющие. На 1 июля 2007 года задолженность по автокредитам составила 11,9 миллиарда долларов. По итогам года рост объемов выданных кредитов двукратный: по информации международного аудиторско-консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2007 году на покупку автомобилей выдано кредитов на16 миллиардов долларов. При этом средний размер долга отдельно взятого заемщика довольно высок и составляет от 11 до 16 тысяч долларов. Эта сумма в 96 процентах случаев берется для покупки нового автомобиля, а средний срок кредита составляет около 3,5 лет. И рынку еще есть куда развиваться — на данный момент можно говорить о том, что к концу года доля проданных в кредит машин вырастет до 48 процентов, а уже в следующем году, по оценкам экспертов рынка, она перешагнет через психологическую черту и составит 51 процент, с учетом того, что в развитых странах Европы в кредит приобретается 70—80 процентов машин, а в США доля доходит до 90 процентов.
Приблизиться к этой цифре могут помочь «автомобильные» банки, которые так или иначе связаны непосредственно с производителями тех или иных марок автомобилей и поэтому могут предоставлять кредиты под более низкие, чем в среднем по рынку, проценты.
Сегодня в России уже работают два таких банка — это Тойота-Банк и Даймлер-Крайслер-Банк, которые выдают кредиты на покупку таких автомобилей, как Lexus, Toyota, Mercedes и Jeep. В ближайшие несколько лет этот список могут пополнить банки таких автомобильных корпораций, как BMW, Renault-Nissan, General Motors и Ford, которые на данный момент присматриваются к опыту первопроходцев.
Перспективы у этого вида кредитования велики, так как на рассмотрении в Государственной Думе сейчас находятся поправки в Закон «О банках и банковской деятельности», которые позволят банкам с капиталом от 100 миллионов долларов обратиться за получением лицензии на работу с физлицами сразу после регистрации. Сегодня период проверки благонадежности банка составляет 2 года, и поэтому многие вынуждены использовать посреднические схемы. Что в свою очередь увеличивает стоимость конечного продукта, то есть кредитов, для потребителя.
Тарас ФОМЧЕНКОВ