Объем незаконных операций по обналичиванию, доказанных следователями МВД, составил $4 млрд и 241 млрд руб., рассказал замначальника Следственного комитета (СК) при МВД Олег Логунов. Обналиченные средства, по его словам, используются в основном для выплат серых зарплат, а часть — для финансирования терроризма и наркотрафика.
Уголовные дела, связанные с незаконным обналичиванием денежных средств, органы МВД стали возбуждать пять лет назад. Далеко не все такие операции выявляются или доводятся до суда. Только за прошлый год Центробанк насчитал 1 трлн руб. сомнительных операций по обналичиванию — не только для серых зарплат, но и в других целях, говорил недавно зампред ЦБ Виктор Мельников. По расчетам ЦБ, это в 2,5 раза меньше, чем в 2005 г., и на 8% меньше показателя 2006 г. В Москве объем обналички за год упал на 24%.
ЦБ оценивает объем подозрительных операций по отчетности компаний и банков перед Росфинмониторингом и по отчетности банков.
В последние годы все больше разрыв между темпом роста денежной массы (М2) и наличных денег (М0), говорит Оксана Осипова из Центра развития. Объем наличных денег в обращении (М0) в 2007 г. вырос на 32,9% против 38,6% в 2006 г. А вот денежная масса М2 (с учетом средств на счетах в банках) в 2007 г. прибавила 47,5%, в 2006 г. — 48,8%. При этом ускоряется рост сбережений, так что самое правдоподобное объяснение — снижается спрос на обналичку, считает Осипова.
Налицо уменьшение теневого оборота наличных, уверяют банкиры. «Стоит заказать в ЦБ большую сумму наличных, особенно по таким основаниям, как на покупку сельхозпродукции или ценных бумаг [некогда два самых популярных основания для снятия наличных], так вслед за инкассаторской машиной из расчетно-кассового центра ЦБ приедут и проверяющие», — говорит руководитель одного из банков.
В результате растут расценки на подобные услуги, продолжает банкир, и с репутационной точки зрения уже лучше отказаться от нее. Сейчас комиссия за обналичивание, по его словам, составляет порядка 10%. Мельников в декабре называл 13—14%, эксперты и участники рынка говорили о 8—10%. Год назад было 6%, в 2003—2004 гг. — 0,5—2%, помнит Максим Миронов, исследовавший экономику «однодневок».
Теневой оборот разгоняет инфляцию и лишает бюджет налогов, сетует Логунов. Эти потери сокращаются. По мнению партнера Taxadvisor Дмитрия Костальгина, доля серых зарплат снижается: налоговики с 2006 г. проводят работу с руководителями компаний, где платят зарплату ниже средней в регионе и в отрасли. Только за счет легализации зарплат сбор соцналога вырос на 18,3%, подсчитал Костальгин.
Василий КУДИНОВ, Алексей РОЖКОВ, Алексей НИКОЛЬСКИЙ