По своим объемам российский рынок лизинга уже занимает 10-е место в мире. И вместе с тем перевооружение во многих отраслях промышленности, а также бурное развитие новых для лизинга отраслей требует от тех, кто финансирует лизинг, еще большей активности и сулит еще большие объемы бизнеса.
Объем и темп роста рынка лизинга
2007 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Невзирая на затруднения с финансированием, у ряда компаний во второй половине года абсолютный размер прироста лизинговых сделок, по нашей оценке, стал максимальным за всю историю лизинга в России.
Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года, по оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, составил 14 млрд долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 86% — более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 году (200%), но тогда он объяснялся восстановлением объема рынка после провала, вызванного финансовым кризисом 1998 года1.
По предварительным данным объем сделок во втором полугодии 2007 года составит 10 млрд долларов. Это консервативная оценка, в действительности объем сделок может оказаться и выше.
Во втором полугодии действовали две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, на рынке лизинга традиционно во втором полугодии заключается больше сделок, чем в первом. С другой стороны, кризис ликвидности затронул ряд лизинговых компаний, вынудив отложить заключение сделок. В то же время эти проблемы коснулись в основном малых лизинговых компаний, преимущественно региональных. В то время как основная доля рынка приходится на несколько десятков крупнейших лизингодателей, которые пока не испытывают проблем с финансированием. Следовательно, в 2007 году кризис ликвидности не слишком сильно снизил темпы прироста рынка. Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис ликвидности позволил им заключать во втором полугодии больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.
Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 10 млрд долларов. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в любой предыдущий год, кроме 2006-го. Также это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.
Данные 112 опрошенных лизинговых компаний показывают, что этот рост, по всей видимости, не является случайным или разовым скачком, а носит фундаментальный характер. Об этом говорят несколько статистических показателей.
Во-первых, прирост выручки лизинговых компаний оказался примерно равен приросту нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2007 года лизинговые компании получили 95% выручки всего 2006 года. Мы ожидаем прироста выручки по итогам 2007 года на 90,5% (динамика выручки меньше, это обусловлено некоторым замедлением второго полугодия по отношению к первому). Выручка — это по определению более фундаментальный показатель, чем «новый бизнес». Новый бизнес позволяет увидеть успехи компаний и рынка в отдельно взятом году, в то время как выручка подводит как бы итог деятельности компании за несколько лет. Кроме того, новые, недавно заключенные сделки теоретически могут оказаться и неудачными, и быть расторгнуты, тогда как выручка отражает поступления только от успешных сделок. Поэтому рост выручки говорит о том, что рост лизинговых компаний носит планомерный, неконъюнктурный характер.
Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис ликвидности в 2007 году позволил им заключать во втором полугодии больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.
Во-вторых, вырос суммарный размер собственного капитала лизинговых компаний. Для 104 негосударственных лизинговых компаний этот показатель составил 29,5 млрд рублей по состоянию на июль 2007 года. Год назад для 104 негосударственных лизингодателей этот показатель составил 22,7 млрд рублей — то есть прирост составил 30%. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос более чем в два раза. Отставание прироста капитала от прироста выручки и нового бизнеса объективно, так как изменения в капитале — это ответственный шаг для компании, который обычно планируется и осуществляется за срок, больший, чем полгода.
Тем не менее рост капитала является весьма позитивной тенденцией, свидетельствующей о «взрослении» рынка лизинга, увеличении его финансовой независимости, росте способности напрямую привлекать заемное финансирование, в том числе зарубежное. Увеличение капитала свидетельствует о долгосрочных серьезных намерениях собственников относительно развития своего лизингового бизнеса в России.
Для 104 негосударственных лизинговых компаний — участников исследования — среднее отношение нового бизнеса к собственному капиталу составило 6,5 к 1. Показатель финансового рычага, то есть отношение собственного капитала к заемному, составляет, по нашей оценке, 1 к 3 у негосударственных лизинговых компаний (аванс лизингополучателя в данном случае не рассматривается как заемное финансирование). Этот показатель является вполне приемлемым как с точки зрения зарубежной практики лизингового и кредитного бизнеса, так и с точки зрения кредитной практики российских банков.
Лишь два ключевых показателя лизинговой деятельности демонстрируют стагнацию по итогам первого полугодия.
Первый — это показатель чистой прибыли. По итогам года суммарный размер чистой прибыли 105 компаний лишь незначительно превысит показатель всего прошлого года. При том что объем нового бизнеса и выручки за год увеличится более чем в два раза, это фактически будет означать снижение нормы прибыли также в два раза.
Это очень существенное изменение в работе лизинговых компаний вызвано двумя причинами. Во-первых, за счет снижения прибыли подпитывается динамичная экспансия лизинговых компаний. Очевидно, что рост более чем в два раза представляет собой очень высокую динамику для бизнеса, особенно когда речь идет о сотнях миллионов и миллиардах долларов. Такое расширение предполагает значительные вложения в инфраструктуру бизнеса — филиалы, персонал, программное обеспечение, рекламу и т. д.
Во-вторых, не исключено, что в погоне за наращиванием портфеля лизинговые компании готовы идти на сделки с более низкой рентабельностью — только чтобы заполучить перспективных клиентов и занять перспективные ниши рынка. С ростом рынка растет и конкуренция между лизингодателями, и это тоже стимулирует снижение их маржи и прибыли. В то же время эффект масштаба, возрастающий за счет увеличения компаний, позволяет им работать эффективно при более низкой относительной прибыли. Это в конечном счете идет только на пользу как лизингополучателям, так и самим лизинговым компаниям.
И еще одна ложка дегтя оказалась подмешана в эту благополучную картину роста рынка. Она связана с сегментом возвратного лизинга. Несмотря на общий рост рынка лизинга, этот сегмент фактически стагнирует вот уже несколько лет подряд. Это практически полностью обусловлено позицией налоговых органов, которые часто (и обычно безосновательно) рассматривают возвратный лизинг как притворную сделку с целью извлечения необоснованных налоговых выгод. В результате возвратный лизинг применяется сравнительно редко,
По нашим наблюдениям, рост рынка лизинга не был вызван какими-то особыми событиями. В первом полугодии 2007 года трудно даже отметить какие-то существенные новые факторы, способные повлиять на рост рынка. Можно выделить лишь то, что в конце 2006 года громко заявили о себе две крупнейшие лизинговые компании, до того фактически бывшие в тени, — «ВТБ Лизинг» и «Бизнес Альянс». Портфель «Бизнес Альянса» превысил миллиард долларов, а портфель нового бизнеса «ВТБ Лизинга» по итогам года может составить 3—4 млрд долларов. Существенное значение имеет и инвестиционная программа ОАО «РЖД», по которой ежегодно осуществляется лизинговое финансирование подвижного и тягового состава на сумму более миллиарда долларов.
В то же время основной прирост рынка в первом полугодии 2007 года произошел за счет естественного роста бизнеса лизинговых компаний. В этом, пожалуй, и состоит самая оптимистичная новость — лизинговые компании способны расти такими темпами без каких-то специальных импульсов извне.
В основе роста рынка лежат фундаментальные факторы, значение которых если и может иссякнуть, то еще не скоро. Во-первых, это крайне высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики. Во-вторых, стабильная макроэкономическая ситуация и рост большинства отраслей на протяжении ряда лет. В-третьих, пока еще незначительная доля лизинга (как и кредитов) в ВВП и в инвестициях по сравнению с развитыми странами.
Доля лизинга в ВВП в 2007 году, по нашей оценке, составит 2,1%, в инвестициях в основные средства — 11%. Таким образом, доля лизинга в инвестициях в основные фонды по итогам 2007 года может превысить аналогичный показатель для банковских кредитов.
В мировой практике максимальные значения этих показателей 5 и 30% соответственно. Для достижения этих показателей российский рынок лизинга имеет резерв роста еще в несколько раз.
Да и эти ограничения не являются константой: при таком высоком износе фондов, который имеет место в России, доля лизинга в экономике может оказаться и выше. Высокий уровень развития банковского кредитования как альтернативного финансового инструмента также не является сдерживающим фактором для развития лизинга в России (как это происходит, например, в Германии). Доля банковских активов в ВВП тоже пока далека от показателей развитых стран.
Иностранные инвестиции в лизинговый бизнес
Уже сейчас российский рынок лизинга является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия — единственная в десятке мировых лидеров. Остальные девять стран — развитые. И помимо этого Россия демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост рынка лизинга. В течение последних пяти лет прирост российского рынка лизинга составлял от 40 до 70% ежегодно, в то время как средний рост мирового рынка за десять лет, с 1996 по 2005 год, составлял лишь 3,6% ежегодно. За эти 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 35,9%. Российский же рынок лизинга только за 7 лет, с 2000 по 2007 год, вырос в 20 раз, с 1,2 млрд до 24 млрд долларов2.
Совокупность этих факторов позволяет говорить о том, что для крупных иностранных лизингодателей Россия на данный момент является самым привлекательным рынком для инвестиций. Это особенно актуально в контексте перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков лизинга в основных регионах — традиционных экспортерах лизингового капитала: США, ЕС, Японии.
Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций — Китай, Индия и Бразилия — в данном случае заметно уступают российскому лизинговому рынку. Рынки лизинга Китая (4,25 млрд долларов) и Индии (440 млн долларов) не обладают серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала (0,19% и 0,06% ВВП соответственно).
Из стран BRIC Бразилия с объемом рынка 9,77 млрд долларов и темпом прироста 76% за 2005 год (последняя доступная статистика по Бразилии) является основным конкурентом России. В целом рынок лизинга Латинской Америки, на котором Бразилия является безусловным региональным лидером, — наиболее быстрорастущий в мире, за исключением российского. В частности, прирост рынка лизинга Мексики в 2005 году составил 26,5% (объем — 2,91 млрд долларов), Колумбии — 68,2% (объем — 2,22 млрд долларов). Быстрый рост продемонстрировали рынки и других латиноамериканских стран, но их абсолютный объем пока крайне мал.
Еще один заметный конкурент России на мировой лизинговой арене — ЮАР с объемом рынка 7,6 млрд долларов и темпом прироста 15,2% в 2005 году.
На этом фоне Россия представляется наиболее привлекательным рынком для масштабных лизинговых инвестиций. На рынках лизинга Латинской Америки традиционно сильны позиции лизинговых компаний США. В контексте динамичного роста в регионе эти компании планируют и дальше расширять там свое присутствие.
А вот для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы российскому рынку просто нет. Важную роль играет и ментальная, и территориальная близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.
Дополнительную привлекательность российскому лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге (к тому же построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»), крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес (то есть тех нормативов, которые предъявляются к банкам), а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Значительный приток капитала в Россию в 2006 году (40,1 млрд долларов) и ожидание сопоставимого притока в 2007 году также создают благоприятный фон для лизинговых инвестиций.
Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке — ЮАР, в Юго-Восточной Азии — Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг не только в сторону освоения российского рынка, но и в сторону освоения рынка всего региона СНГ и Восточной Европы.
Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка.
Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвестиции и иностранные компании определяют ситуацию на российском рынке лизинга.
Привлекательность российскому лизинговому рынку обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес (то есть тех нормативов, которые предъявляются к банкам).В качестве основной новой тенденции на российском рынке лизинга в течение последних лет мы отмечаем выход на рынок значительного числа компаний с иностранным капиталом. На российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский «Arval» (при BNP Paribas), латвийский «Парекс Лизинг», нидерландский «Транспорт Лиз», учрежденный компанией «Taxi Lease International B. V.», немецкий «ЦХГ Меридиан», «дочка» крупнейшей лизинговой IТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG, «Хендэ ЛИЗИНГ», занимающейся продвижением техники HYUNDAI.
До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».
Новые компании реализуют амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долларов, «ИНГ Лизинг» — до 1 млрд долларов уже в ближайшие годы.
Опыт иностранных лизинговых компаний, вышедших на российский рынок несколько раньше — в 2003—2004 году, показывает, что такие планы вполне реалистичны. Так, «Ханса Лизинг», дочерняя структура крупнейшей скандинавской финансовой группы, работая лишь с середины 2003 года на российском рынке и занимаясь преимущественно лизингом железнодорожного транспорта (высококонкурентный сегмент), нарастила портфель до 6,5 млрд рублей и заняла 4-е место в рейтинге Ассоциации «Рослизинг» по итогам 2005 года. При отсутствии барьеров для развития бизнеса компании ее рост, безусловно, мог бы продолжиться, и «Ханса Лизинг» сохранила бы лидирующие позиции на российском рынке лизинга (в 2005 году компания столкнулась с проблемами, связанными с возмещением НДС, и была вынуждена приостановить заключение новых сделок; в 2006—2007 году она не раскрывала информацию о своих сделках).
Компания «Брансвик Рейл Лизинг», работающая с 2004 года (в том же сегменте), заняла 13-е место в рейтинге с портфелем 3,5 млрд рублей. Компания «ФБ Лизинг» продемонстрировала наиболее динамичный рост на рынке лизинга в 2006 году.
Приток иностранных инвестиций обусловит не только снижение ставок по лизинговым сделкам, но также и внедрение более современных технологий лизингового бизнеса, новых лизинговых продуктов.
Несмотря на общую благоприятную картину с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без ложки дегтя. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Эти проблемы, напрямую затронувшие и крупных лизингодателей с иностранным капиталом, определенно стали холодным душем для многих иностранных инвесторов, готовившихся начинать здесь лизинговый бизнес.
Надо полагать, что многие из них заняли сейчас выжидательную позицию: ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.
Лизинговые продукты и новые направления
В настоящее время структура рынка по видам предметов лизинга — это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для лизинговых инвесторов (за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга). Первые места стабильно занимают автотранспорт и железнодорожный подвижной состав — наиболее ликвидные активы. В сумме на них приходится половина всех лизинговых сделок.
Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям бизнеса они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре начнут и вытеснять их.
Традиционным источником финансирования лизинга остается кредит российских банков. Его доля составляет 62% от всех источников финансирования. В то же время все возрастает роль други х источников: кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя, а также в последнее время секьюритизация активов на зарубежном рынке.
Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другое свое преимущество — хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными.
Сегменты, имеющие наибольший рыночный потенциал в этом контексте, — это лизинг строительной и дорожно-строительной техники, лизинг сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозобумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т. д. Потенциал этих сегментов обусловлен также довольно высокой ликвидностью лизинговых активов в большинстве из них, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования в большинстве из названных сегментов. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.
Помимо этого следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это сегмент лизинга зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей.
Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает невысокую долю на рынке лизинга — около 1,6%. В то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17% рынка.
Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей на данный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет привлечение финансирования в такие сделки, при том, что привлечь финансирование на длительные сроки и без того трудно.
В итоге, пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговых компаний. Однако при реализации описанного сценария, связанного с вытеснением российских лизингодателей иностранцами из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы лизинговых компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь, облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости.
В настоящее время 46% финансирования лизинга привлекается от российских банков, не являющихся материнскими для лизинговых компаний, и лишь 16% — от акционеров. Еще лет пять назад ситуация была прямо противоположной.
Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другое свое преимущество — хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, «лизинг инфраструктуры» и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США может составлять до миллиарда долларов. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен достаточно мало. Систематически такие сделки осуществляет лишь «Росагролизинг», передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», и компания «Авангард Лизинг», построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией «Росдорлизинг» в 2006 году был построен асфальтобетонный завод.
Лизинг энергетического оборудования сдерживается незавершенностью реформы РАО ЕЭС, хотя потенциал этого направления очень велик, учитывая высокий уровень износа энергетических фондов и заявленное президентом стремление сделать Россию ведущей энергетической страной. Лизинговые компании имеют опыт успешных сделок с энергетическим оборудованием, в частности крупнейшая сделка по поставке компанией «ИР Лизинг» Бурейской ГЭС гидравлических турбин и гидрогенераторов на сумму 59 млн долларов
На данный момент сделки лизинга энерегетического оборудования в основном довольно крупные, но в перспективе возможно развитие сегмента более мелких сделок, в основном в сегменте частной энергогенерации.
Динамика сегмента лизинга энергетического оборудования уже сейчас опережает остальные сектора рынка лизинга. В 2007 году этот сегмент поднялся с десятого на шестое место среди лизинговых активов.
Лизинг судов в настоящее время сдерживается сложностями, связанными с регистрацией предмета лизинга, сложностями мониторинга предмета лизинга и высокой стоимостью судов, невысокой ликвидностью и длительными сроками амортизации. В 2008 году ожидается существенный рост лизинга судов, прежде всего вследствие начала реализации лизинговой программы Объединенной судостроительной корпорации.
Можно выделить еще два сегмента с хорошим потенциалом, практически не развитые сейчас, — это лизинг медицинского оборудования и лизинг оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развития этих сегментов в России является ограничение в «Законе о лизинге», указывающее, что предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга) при том, что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится 5% всех лизинговых сделок (2,36 млрд евро).
Отметим, что согласно результатам исследования DISCOVERY Research Group, рынок платных медицинских услуг растет в среднем на 25—30% в год. Согласно имеющимся прогнозам темпы роста сохранятся в течение ближайших трех-пяти лет. Ежегодно в стране открывается множество платных медицинских клиник и центров. Таким образом, спрос на медицинское оборудование со стороны коммерческих организаций сохранится на высоком уровне. В значительной мере его можно удовлетворять с помощью лизингового финансирования.
Главная проблема, с которой сталкиваются лизинговые компании при обращении в кредитные организации и банки, состоит в отсутствии специальной методики анализа финансового состояния и оценки рисков лизинговой компании. В большинстве случаев лизинговую компанию рассматривают как обычного заемщика, не учитывая специфику ее деятельности. Развития лизинга для ЖКХ следует ожидать также с развитием использования услуг частных компаний в сфере ЖКХ.
На фоне роста конкуренции можно ожидать роста интереса лизинговых компаний к этим сегментам и соответствующих попыток изменения законодательства.
Еще одно потенциально сильное направление — это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. Конечно, этот показатель нельзя принимать как безусловный ориентир для российского рынка. Высокая доля лизинга информационных технологий и программного обеспечения в развитых странах, по-видимому, отражает постиндустриальный, информационный характер этих экономик. Значение промышленности в российской экономике гораздо выше, следовательно, доля IT и ПО на рынке лизинга вряд ли будет столь же велика, как в развитых странах. Тем не менее существенный потенциал роста этого сегмента существует.
В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом и поэтому, в соответствии с законодательством, не может становиться объектом лизинга. Кроме того, в нашей стране пока меньше развита культура приобретения лицензионного программного обеспечения.
Движение в регионы
Каждый год лизинговые компании развивают все более активное сотрудничество с региональными клиентами и партнерами. Происходит расширение сетей филиалов и представительств лизинговых компаний, растет доля региональных клиентов в суммарном портфеле. Если на более раннем этапе (до 2003—2004 года) региональную экспансию осуществляли в основном банковские лизинговые компании, опираясь на региональную сеть материнских банков, то теперь и небанковские лизинговые компании развивают собственные региональные сети.
Увеличение роли госкомпаний на рынке лизинга
2006—2007 году участились высказывания руководства страны относительно необходимости использования финансового лизинга для поддержки отдельных отраслей экономики. В послании Федеральному собранию В. Путин говорит о необходимости государственной поддержки лизинга для «приобретения современных технологий за рубежом… для модернизации приоритетных секторов промышленности». В качестве отраслей, поддерживать которые планируется с помощью лизинга, назывались станкостроение и деревообработка (Б. Грызлов, председатель Госдумы), судостроение (А. Гордеев, министр сельского хозяйства; упоминается и в концепции Минпромэнерго по развитию судостроения). В докладе Минэкономразвития «О мерах по стимулированию промышленного роста» содержатся предложения «…по дальнейшему вхождению государства в лизинговый бизнес». Подобные высказывания делались и другими представителями органов власти. Упоминались также такие отрасли, как энергетика и дорожное строительство.
Эти заявления выглядят органично в контексте общей активизации государственной промышленной политики в последние годы. Начал работать Инвестиционный фонд, создается Банк развития, реализуются «приоритетные национальные проекты».
В конце 2007 года в Минпромэнерго было принято решение о создании специализированной государственной лизинговой компании на базе Объединенной судостроительной корпорации, для стимулирования сбыта отечественных судов. Государственной Думой было одобрено направление в капитал новой лизинговой компании 8 млрд рублей в 2008 году.
В политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
Подобная ситуация создает как возможности, так и риски для лизинговой отрасли. Возможность развития состоит в организации эффективных механизмов государственной поддержки отдельных отраслей и регионов с помощью лизинга. Риск состоит в применении неадекватных и несовершенных механизмов стимулирования отраслей и регионов с помощью лизинга, которые повредят развитию лизинга в целом.
Банки и лизинговые компании: проблемы и перспективы сотрудничества
Традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков, его доля составляет 62% от всех источников финансирования.
В то же время постепенно все большую роль начинают играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего это кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя, а также в последнее время секьюритизация активов на зарубежном рынке.
Постепенно это может привести к снижению роли российских банков как посредников по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.
В отношении сотрудничества лизинговых компаний и банков следует выделить еще одну важную тенденцию. В настоящее время 46% финансирования привлекается от российских банков, не являющихся материнскими для лизинговых компаний, и лишь 16% — от акционеров. Еще лет пять назад ситуация была прямо противоположной.
Для произошедшего изменения в структуре источников финансирования есть ряд причин.
В контексте динамичного развития рынка лизинга в течение последних пяти лет многие банки рассматривают лизинговый бизнес как одно из приоритетных направлений развития. В последние годы на примере ряда крупных лизинговых компаний, созданных при банках, стало очевидно, что банк иногда оказывается не в состоянии удовлетворить потребности лизинговой компании в финансировании.
Отчасти это связано с банковским лимитом риска на одного заемщика, хотя это не основное ограничение (лизинговые компании в связи с этим обычно дробятся на несколько юрлиц). Проблема также связана иногда с ограниченными возможностями финансирования самого банка.
Стремление диверсифицировать источники финансирования дочерней лизинговой компании часто обусловлено также стремлением диверсифицировать ее риски в случае кризиса ликвидности. В течение последних месяцев лизинговые компании, не диверсифицировавшие источники финансирования, на практике столкнулись с этой проблемой.
Доля лизинга в ВВП в 2007 году составит 2,1%, в инвестициях в основные средства — 11%. Таким образом, доля лизинга в инвестициях в основные фонды по итогам 2007 года может превысить аналогичный показатель для банковских кредитов. Еще один мотив выделения лизинговой компании в отдельное юридическое лицо и диверсификация источников финансирования состоит в повышении стоимости этой лизинговой компании на случай продажи.
Главная проблема, с которой сталкиваются лизинговые компании при обращении в кредитные организации и банки, состоит в отсутствии специальной методики анализа финансового состояния и оценки рисков лизинговой компании. В большинстве случаев лизинговую компанию рассматривают как обычного заемщика, не учитывая специфику ее деятельности.
Существует целый ряд причин, затрудняющих правильную интерпретацию значений общепринятых коэффициентов финансового анализа. Например, особенность лизингового бизнеса — высокая доля заемных средств в структуре пассивов лизинговых компаний. Это отрицательно сказывается на конечных показателях финансовой устойчивости и платежеспособности с точки зрения стандартных методик оценки. Или же лизингу присуща низкая оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, связанная со сроками лизинговых сделок.
Еще один немаловажный фактор — это отсутствие у компании дополнительного обеспечения помимо объекта, передаваемого в лизинг, и прав на получение лизинговых платежей.
Эта проблема усугубляется и специфическими требованиями Банка России. Согласно положению ЦБ РФ № 254-П, залоговое имущество по кредиту не следует обременять иными обязательствами с третьими лицами, иначе кредиты под такой залог относятся к пятой группе риска и требуют максимального резервирования. Однако, именно в качестве такого обременения Банк России рассматривает договор финансовой аренды в отношении актива, под который привлекается кредит.
Ассоциация «Рослизинг» по этому вопросу направляла запрос в ЦБ и получила ответ, что указанное требование не распространяется на недвижимое имущество, заложенное в рамках лизинговых контрактов. Однако по-прежнему остался невыясненным вопрос относительно движимых объектов финансовой аренды, на которые приходится основная часть лизинговых сделок.
Кроме того, положением предусмотрено, что предмет залога должен быть застрахован залогодателем в пользу кредитной организации. Непонятно, правомерно ли в данном случае страхование объекта лизингополучателем, что распространено на практике. Пока разъяснения по этим вопросам от ЦБ РФ не получены.
Абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 10 млрд долларов. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в любой предыдущий год, кроме 2006-го. Несмотря на эти проблемы, как показано выше, лизинговые компании все более активно привлекают банковские кредиты на открытом рынке. Фактически в настоящее время лизинговые компании представляют собой довольно многочисленную категорию заемщиков с суммарными потребностями в финансировании, исчисляемыми десятками миллиардов долларов ежегодно. Причем их спрос на банковские кредиты постоянно растет как за счет динамичного роста самих лизинговых операций, так и за счет постепенного перераспределения структуры пассивов лизингодателей в пользу кредитов банков неакционеров.
При этом пока лишь немногие банки целенаправленно работают с лизинговыми компаниями. Поэтому можно с уверенностью сказать, что банки, которые предложат специальные кредитные программы для лизинговых компаний, обеспечат себе серьезное конкурентное преимущество на несколько лет вперед.
Мнение эксперта
Дмитрий Шабалин, заместитель генерального директора ЗАО «Локат Лизинг Руссия»
Какие сейчас наиболее привлекательные для лизинговых компаний источники финансирования?
Наиболее привлекательными с точки зрения лизинговых компаний являются кредитные линии, желательно мультивалютные, открываемые банками. Эта форма кредитования позволяет лизинговой компании привлекать заемные средства в момент необходимости, то есть в неразрывной связке с предоставлением соответствующего лизингового финансирования для своих лизингополучателей. Некоторым негативным моментом привлечения банковских кредитов может являться необходимость залогового оформления лизингового оборудования в пользу банков, но эта трудоемкая процедура не является критичной и дорогостоящей. Привлечение заемных средств с помощью выпусков ценных бумаг лизинговой компанией, прежде всего облигаций, является оружием более масштабного калибра. К такой эмиссии имеет смысл прибегать или для финансирования какого-либо глобального лизингового проекта, или же для погашения ранее привлеченных банковских кредитов и, соответственно, освобождения лимитов в банках. В нынешних российских условиях определенного кризиса ликвидности эмиссия облигаций временно стала довольно труднореализуемым инструментом фондирования.
Какие, на ваш взгляд, должны быть механизмы оценки банком надежности лизинговой компании как заемщика?
Любой заемщик имеет свою отраслевую специфику. Принципиальных отличий надежности лизинговой компании от других заемщиков с точки зрения стороннего (неаффилированного) банка нет. Основные методы оценки (расчет базовых финансовых коэффициентов, оценка прозрачности бизнеса и т. д.) остаются теми же самыми. Главными моментами, на которые следует обращать внимание при анализе лизинговых компаний, являются следующие: уровень диверсификации лизингового портфеля, объем просроченных лизинговых платежей, степень контроля со стороны лизинговой компании за валютными и процентными рисками, а также за сбалансированностью лизингового и кредитного портфелей по срокам погашения.
Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»
Наиболее привлекательный источник финансирования лизинговых компаний — прямые заимствования, проводимые без финансовых посредников или с их минимальным участием.
В России уже есть развитая практика выпуска облигационных займов независимыми лизинговыми компаниями и «дочками» банков. Интересные и перспективные инструменты заимствования — синдицированные кредиты, еврооблигации, CLN, инструменты, привязанные к доходу от контрактов с клиентами. Однако следует подчеркнуть, что привлекательной для инвесторов, использующих такие инструменты, является финансово прозрачная компания с понятной стратегией развития, структурой собственности и управления, эффективной системой риск-менеджмента.
Пока большинство российских лизинговых компаний находится на том же уровне развития, что и отечественные банки в 1994—1995 годах. Наиболее частый и доступный источник их финансирования — кредиты российских банков. При работе с лизинговыми компаниями банкам наиболее интересны операции со стандартными предметами лизинга, обладающими высокой ликвидностью. Однако в наиболее пригодных для финансирования сделках банки могут выступить и как прямые конкуренты лизинговых компаний, предлагая клиентам более приемлемую стоимость финансирования.
Работая с лизинговыми компаниями, банки применяют стандартные инструменты оценки рисков. Специфика в том, что их необходимо оценивать не только по самой компании, но и по ее контрагентам — лизингополучателям и поставщикам. Большое значение имеет также оценка рисков ликвидности лизинговой компании, определяющихся условиями и механизмами ее фондирования.
Будущее быстрорастущего рынка российского лизинга за универсальными независимыми лизинговыми компаниями, а также компаниями, входящими в крупные финансово-промышленные группы. Именно они способны конкурировать с другими финансовыми институтами, предоставляя лизингополучателю не только эффективные схемы финансирования, но и востребованные дополнительные услуги, такие как логистика и послепродажный сервис предметов лизинга.
Дмитрий Щукин, генеральный директор ОАО «Югорская лизинговая компания»
Традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков, его доля составляет 62% от всех источников финансирования.
В то же время постепенно все большую роль начинают играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего, это кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя.
Стоимость привлеченных заемных ресурсов для независимых региональных лизинговых компаний всегда, как правило, больше по сравнению с компаниями с иностранным капиталом или крупными сетевыми федеральными компаниями, входящими в банковский или производственный холдинг. Причина отсутствия роста региональных компаний — отсутствие доступа к длинным, дешевым и условно неограниченным финансовым источникам для развития деятельности.
Осознавая эту необходимость, в апреле прошедшего года Югорская лизинговая компания стала первой региональной лизинговой компанией, разместившей облигационный заем.
Особенность облигационного займа в том, что Югорская лизинговая компания первая в Западной Сибири лизинговая компания, разместившая собственные ценные бумаги среди большого круга инвесторов, не под конкретный инвестиционный проект, а под реализацию своей стратегии.
Организатором и агентом по размещению облигационного займа выступил банк «Уралсиб». Номинальный объем выпуска — 1 млрд рублей. Срок обращения — три года. Ставка купонного дохода — 14% годовых по первым четырем купонам, по остальным устанавливает эмитент.
Удачное размещение облигационного займа сделало компанию более прозрачной и интересной для инвесторов, а для крупных клиентов еще и более безопасной. Полученные привлеченные средства были частично направлены на реструктуризацию кредитного портфеля компании, а также на финансирование специализированных лизинговых проектов. Это поставка котельного оборудования и коммунальной техники, спецтехники для дорожного и жилищного строительства, грузопассажирского транспорта и финансирование лизинга недвижимости. Территории осуществления проектов — Тюменская, Свердловская, Омская области и Ханты-Мансийский АО — Югра.
Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг»
Основным источником финансирования лизинговых сделок по-прежнему являются банковские кредиты, в нашей компании на них приходится около 50% всех привлеченных средств. Этот интерес является взаимным. Ведь при кредитовании банки имеют возможность самостоятельно регулировать свой доход: устанавливать выгодные им ставку, сроки и размер аванса, в отличие от покупки облигаций, где сумма вознаграждения во многом зависит от рыночных условий. Также подобные сделки имеют под собой обеспечение. Высоколиквидное оборудование, такое как строительная спецтехника, грузовой и легковой транспорт, является надежной страховкой от риска не- уплаты кредита, оно легко реализуется на вторичном рынке в случае неплатежеспособности клиента.
Однако банки часто выдвигают чересчур жесткие требования, в результате чего лизинговым компаниям приходится искать альтернативные источники финансирования, а также усиленно работать над увеличением собственного капитала.
В качестве альтернативных источников наша компания использует займы юридических лиц и векселя, в ближайшее время планируется выпуск облигационного займа. К тому же мы активно работаем над привлечением иностранных инвестиций. Подобная диверсификация позволяет нам не ограничивать объем реализуемых проектов.
Василий КАШКИН, исполнительный директор Discovery Leasing Advisory Services