Агентство по страхованию вкладов намерено оспорить претензии налоговиков о недоплате в бюджет налога на прибыль. Вчера Федеральный арбитражный суд отправил соответствующее дело на пересмотр. Сумма претензии к АСВ составляет всего 40 млн руб., однако эксперты удивляются, зачем чиновникам понадобилось судиться с госкорпорацией.
АСВ не удалось выиграть свой первый судебный спор с налоговиками по вопросу недоплаты в бюджет налога на прибыль с доходов от инвестирования средств фонда страхования вкладов. Вчера Федеральный арбитражный суд Московского округа вернул на повторное рассмотрение в первую инстанцию дело АСВ против Межрегиональной налоговой инспекции № 50. Такое решение кассационная инстанция вынесла после того, как в защиту АСВ дважды высказались суды первой и апелляционной инстанции.
Как рассказала главный бухгалтер АСВ Наталья Молодцова, в суде АСВ пыталось оспорить решение МИФНС о доначислении налога на прибыль, вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки деклараций по налогу на прибыль за 2006 год. Разногласия агентства и инспекции возникли по вопросу переноса на будущее убытков от деятельности, облагаемой по разным ставкам. В 2005 году
Однако налоговые инспекторы сочли действия АСВ незаконными. «Позиция МИФНС сводится к тому, что для целей переноса убытка на будущее он должен определяться «интегрально» по всем налоговым базам и только в том случае, если «интегрально» образовался бы убыток, агентство вправе было бы перенести его на 2006 год,— пояснила Наталья Молодцова.— Таким образом, МИФНС настаивает на совокупном, а не раздельном учете доходов и убытков по операциям, облагаемым по разным ставкам». В АСВ считают, что такое мнение налоговиков ухудшает позицию налогоплательщика, так как в результате происходит двойное налогообложение: в расчет включаются суммы доходов, налог с которых уже уплачен.
Налоговые претензии в адрес госкорпорации предъявляются впервые. «Налоговую заинтересовал новый класс налогоплательщиков»,— предполагает партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. «Однако фактически государство ведет спор с самим собой»,— недоумевает юрист и проводит аналогию с ситуацией в 90-х, когда налоговики решали в судах вопросы налогообложения Банка России. «В некотором смысле налоговые претензии к госкорпорации могут носить декларативный характер: получается, что государство следит за уплатой налогов не только частными компаниями, но и государственными»,— добавляет гендиректор АКГ «Финэкспертиза» Агван Микаэлян.
Юристы сочли претензии налоговиков неправомерными. «Принцип раздельного учета, прописанный в Налоговом кодексе, предполагает комплексный подход и должен реализовываться не только в отношении ставок налога, но и в отношении учета доходов, расходов и финансовых результатов»,— говорит руководитель практики налогового консалтинга компании «ФБК-Право» Татьяна Матвеичева. Подобные ситуации, по мнению экспертов, вызваны несовершенством налогового законодательства. «В Налоговом кодексе много мест, допускающих двоякую трактовку»,— полагает Агван Микаэлян.
Шансы АСВ на выигрыш в суде после повторного рассмотрения дела по существу эксперты считают высокими. По мнению Татьяны Матвеичевой, возврат дела на повторное рассмотрение связан, скорее всего, с доказательной базой или техникой, а не с правовой позицией агентства.
Правда, как отмечают участники рынка, схожие претензии другим госкорпорациям не грозят. «Из реально работающих госкорпораций у нас на сегодняшний день есть АСВ и Банк развития, другие еще не начали свою практическую деятельность,— говорит представитель крупного банка.— При этом Банк развития, в отличие от АСВ, пролоббировал для себя налоговые льготы».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА