На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, расширяющий спектр активов, используемых Банком России на открытом рынке. Таким образом, ЦБ сможет стать участником торгов на фондовой бирже, в то время как сейчас он проводит операции только с бумагами из ломбардного списка, допущенными к обращению в секторе госбумаг ММВБ.
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О Центральном банке РФ» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» внесен 17 апреля в Госдуму депутатами Владиславом Резником и Павлом Медведевым, а также членом Совета Федерации Дмитрием Ананьевым. Это уже вторая попытка законодателей допустить ЦБ на фондовые биржи. Аналогичный законопроект вносился летом 2007 года, однако не прошел первого чтения.
Согласно новому законопроекту Банк России сможет проводить операции не только с векселями, госбумагами и облигациями Банка России, что разрешено на сегодняшний день, но и проводить краткосрочные операции РЕПО с «иными облигациями, определенными решением совета директоров», при этом срок сделок РЕПО не может быть более чем три месяца. «Банк России при проведении операции на открытом рынке (в том числе при отчуждении ценных бумаг) вправе выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных участников торговли на рынке ценных бумаг», — говорится в законопроекте. При этом «отчуждение ценных бумаг» может относиться к бумагам, которые выступают в качестве обеспечения под кредиты ЦБ.
Как сообщил председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, в то время когда он руководил ФСФР, служба с большой осторожностью относилась к решению допустить такого крупного игрока, как Банк России, на фондовую биржу. «Я понимаю, что если Банку России не вернули кредит, то ему необходимо реализовать бумаги, которые выступили обеспечением. И в принципе возможно допустить ЦБ на долговой рынок, но для этого необходим жесткий контроль за манипулированием, который сейчас отсутствует», — говорит он.
В новом законопроекте в целях устранения рисков изменения уровня рыночных цен на бумаги, используемые в операциях Банка России, предусмотрено требование к раскрытию ЦБ информации об объеме сделок, совершенных на торгах. По словам Олега Вьюгина, данная мера, безусловно, сможет помочь в нивелировании рисков манипулирования ценой. «Однако нужно еще предусмотреть и ответственность Банка России», — подчеркивает он.
Главному экономисту Альфа-банка Наталии Орловой не совсем понятен смысл данной инициативы. «У ЦБ есть причина не расширять ломбардный список, поскольку банк обращает внимание на риски. Тогда в чем смысл выхода на фондовую биржу — чтобы рефинансировать систему через более рискованные бумаги?» — отмечает она. Такого же мнения придерживается и начальник отдела анализа рынка облигаций Банка Москвы Егор Федоров: рефинансировать банки первого эшелона Банк России может и сейчас, а на финансирование второго и третьего эшелонов он вряд ли пойдет. «ЦБ сейчас и так является крупным игроком на валютном рынке, а если он еще станет игроком на фондовом рынке, то что же тогда останется простым смертным», — говорит он. По его словам, теоретически действия Банка России как крупного игрока с большими денежными возможностями могут влиять на котировки бумаг. «Думаю, что все же ЦБ будет аккуратен в своих действиях, потому что если он будет неаккуратен, то это уже будет не фондовый рынок», — отмечает Егор Федоров.
Отметим, что ЦБ, обладая практически неограниченными финансовыми возможностями, может влиять на котировки облигаций эмитентов даже первого эшелона, в том числе госбанков и госкомпаний. В том числе и для того, чтобы снижать их долговую нагрузку.
Полина СМОРОДСКАЯ