Выступая в Совете федерации, глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Геннадий Куранов обнародовал основное содержание нового пакета антиинфляционных мер, разработанных министерством. Каких-либо новых инициатив МЭРТ в нем не выдвигает, к тому же в 2008 году вводить их в действие почти не предполагается. Законопроекты, реализующие предложения МЭРТа, появятся в Госдуме не ранее третьего квартала 2008 года.
На проходившем вчера в Совете федерации круглом столе по проблемам ценообразования глава сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Геннадий Куранов обнародовал основные положения нового пакета мер по борьбе с инфляцией. Это уже четвертый аналогичный документ за последние три года. Уже в ближайшее время он будет обсужден на заседании рабочей группы у вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. Впрочем, хотя господин Куранов не смог сказать точно, когда план будет внесен на рассмотрение в правительство, он сообщил, что законопроекты, которые должны быть разработаны в соответствии с этими мерами, будут приняты не ранее III квартала 2008 года. Другими словами, плана по борьбе с инфляцией в 2008 году МЭРТ не готовит.
Антинфляционную программу сейчас готовят МЭРТ и Минфин. По словам Геннадия Куранова, она содержит меры «по снижению влияния роста денежной массы на рост цен»; стимулированию сбережений граждан, накопительного и других долгосрочных видов страхования; регулированию притока капитала; повышению прозрачности выполнения инвестпрограмм госмонополиями и их операционной деятельности; а также по изменению ставок таможенных пошлин и квотирования. В числе налоговых мер МЭРТ предлагает «совершенствовать законодательство по операциям с ценными бумагами, а также ввести дополнительные льготы при долгосрочном инвестировании граждан в эмиссионные ценные бумаги и паи инвестиционных фондов» (за этими предложениями могут скрываться реальные новации, но МЭРТ пока не раскрывает суть предложений).
Сдержать цены на нефтепродукты, стройматериалы и другие группы сырьевых товаров помогут биржевые торги, а в борьбе «с картельными соглашениями и преодолением рыночного сепаратизма» — усиление антимонопольной политики. Стабилизации цен на продовольствие МЭРТ предлагает добиться за счет увеличения кредитной поддержки государством хозяйств, готовых поставлять на рынок «дешевую продукцию в значимых объемах». В отношении ряда пищевых продуктов министерство считает возможным временное введение экспортных пошлин и ограничение цен. «Более конкретные меры пока не определены»,— резюмировал вчера господин Куранов.
Конкретику пытались предложить МЭРТу сенаторы и глава Института новой экономики Сергей Глазьев. Они предложили разработать и принять закон «О ценах и ценообразовании в РФ», где будут определены полномочия госорганов в области регулирования цен; определены виды деятельности, где можно регулировать цены; «сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен», а также критерии и принципы расчета «экономически обоснованных затрат».
Господину Глазьеву в МЭРТе вряд ли поверят. Куда больше шансов у экономистов, призывающих к ужесточению денежной и бюджетной политики. С такими призывами неоднократно выступали и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Вчера к ним присоединился глава представительства МВФ в России Невен Матеc. «Мы видим значительные сигналы того, что российская экономика перегрета. Об этом говорит состояние счета текущих операций, который сократился на 3,5% в 2007 году, несмотря на то что цены на нефть выросли, темпы инфляции увеличились. Кредитно-денежная политика российских властей достаточно мягка, и есть необходимость ее ужесточения»,— сказал он.
Алексей ШАПОВАЛОВ