В «Стройтрансгазе», крупном инфраструктурном подрядчике в ТЭК, продолжаются перемены — теперь они коснутся правления компании. По неофициальной информации, это связано с консолидацией Газпромбанком 98% акций «Стройтрансгаза». До конца года банк собирается определить дальнейшую судьбу компании, рассматривая в качестве вариантов IPO, продажу и объединение с отраслевым конкурентом — ЗАО «Газпромстройинжиниринг», принадлежащим «Газпрому».
«Стройтрансгаз» сообщил вчера, что 16 апреля совет директоров компании принял решение о досрочном прекращении полномочий членов ее правления. Официально компания причины этого шага не объясняет. Но высокопоставленный источник «Ъ» в ее совете директоров пояснил, что кадровые перестановки стали результатом изменения структуры собственности. По словам собеседника «Ъ», около 98% акций «Стройтрансгаза» в феврале-марте консолидировали структуры Газпромбанка. В банке отказались от комментариев.
«Стройтрансгаз» занимается проектированием и строительством нефтегазовых объектов — трубопроводов, подземных хранилищ газа, объектов энергетики, а также гражданским строительством в России и за рубежом. Выручка за девять месяцев 2007 года составила 26,34 млрд руб. (на 18,4% меньше, чем за тот же период 2006 года), чистая прибыль — 306,19 млн руб. (падение на 57,89%).
Структуры «Газпрома» получили долю в «Стройтрансгазе» еще несколько лет назад. В прошлом году источники в компании рассказывали «Ъ», что Газпромбанк и другие структуры «Газпрома» собрали чуть менее контрольного пакета ее акций, остальное принадлежало менеджменту. Формально Газпромбанк владел 18,46% акций через Investone Projects Limited. Остальные доли — у контролируемых офшорами ООО «Бизнестренд», «Онколь», «ЛЕА партнер», «Техэкспертиза», «Эртраст», «Флатер» и «Вента»; их бенефициары не раскрываются. Официальных сообщений о движении акций «Стройтрансгаза» не было.
Еще одним косвенным подтверждением смены собственника «Стройтрансгаза» могут служить итоги внеочередного собрания акционеров компании от 12 марта, на котором был переизбран совет ее директоров (см. «Ъ» от 14 марта). До этого представители Газпромбанка занимали четыре кресла из восьми в совете, а остальные четыре принадлежали менеджменту. В марте состав совета был расширен до 11 человек, а из менеджмента в нем остался только президент компании Виктор Лоренц. «Газпром» и Газпромбанк получили пять кресел, а остальные заняли представители крупных компаний, в большинстве своем государственных, «Транснефти», «Роснефти», НОВАТЭКа, «Атомстройэкспорта» и Банка развития. В пятницу пройдет еще одно внеочередное собрание акционеров, которое рассмотрит изменения в устав и другие учредительные документы компании (суть нововведений не раскрывается).
Источник «Ъ» в «Стройтрансгазе» объясняет смену правления тем, что «нужно омолодить его состав». В то же время собеседник «Ъ» уточняет, что большая часть членов правления сохранит свои места. По словам топ-менеджера, все эти изменения производятся новым акционером в рамках недавно стартовавшей корпоративной реформы в «Стройтрансгазе», которую планируется завершить до конца года. По словам собеседника «Ъ», после «приведения компании в порядок» Газпромбанк, вероятно, тем или иным способом сократит свое участие в ее капитале. Это может быть и продажа, и IPO, и другие сделки, поясняет источник «Ъ». Так, обсуждается возможность слияния «Стройтрансгаза» и ЗАО «Газпромстройинжиниринг» (структуры «Газпрома», которая забрала часть генеральных подрядов у «Стройтрансгаза»).
Старший аналитик «КИТ Финанс» Мария Кальварская не считает накопление доли в «Стройтрансгазе» чисто финансовой инвестицией Газпромбанка, направленной на перепродажу. «Этот актив связан с профильным бизнесом группы «Газпром»,— отмечает она.— Поэтому его дальнейшая судьба будет определяться стратегией «Газпрома» по отношению к инфраструктурному бизнесу». Денис Борисов из ИФК «Солид» полагает, что структуры «Газпрома» вряд ли полностью продадут «Стройтрансгаз», поскольку «это чревато резким ростом себестоимости услуг». Вывод компании на IPO, по мнению Максима Осадчего из ИГ «АнтантаПиоглобал», не самая удачная идея. «Бывают естественные монополии, а бывают естественно кэптивные компании, зависимые от заказчика,— поясняет он.— В силу зависимости от «Газпрома» самостоятельная ценность этого актива невысока». Впрочем, за последний год доля заказов «Газпрома» в выручке «Стройтрансгаза» сократилась с 69% на конец 2006 года до 18% по итогам 2007-го. Компания делает ставку на другие отрасли, в том числе на расширение подрядных работ в сфере энергетики.
Наталья СКОРЛЫГИНА, Наталья ГРИБ