В первом полугодии 2013 года банки потратили на благотворительность 5,577 млрд рублей, что составляет 1,4% от их чистой прибыли. Расходы игроков на меценатство увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24%. Это следует из отчетности кредитных организаций, опубликованной на сайте Центробанка.
Среди банков-меценатов, согласно отчетным данным, лидируют Сбербанк (1,5 млрд рублей, рост на 13,1%), ВТБ (1,1 млрд, +22,3%), Газпромбанк (594 млн, 17,7%), Банк Москвы (488 млн) и Альфа-банк (339 млн). Также в топ-10 меценатов входят банки «Уралсиб» и «Ак Барс», «Агропромкредит», Промсвязьбанк (69 млн) и ВТБ24 (66 млн).
Перечень получателей банковской помощи достаточно широк: так Сбербанк направляет средства на помощь детям-сиротам, ветеранам, поддержку образования, здравоохранения и спорта. Статьи благотворительных расходов ВТБ — спорт, культура, образование, здравоохранение и адресная социальная помощь (например, детским больницам). Похожие направления благотворительной деятельности и у других банков. Газпромбанк и банк «Траст» поддерживают Русскую православную церковь. А Сбербанк потратился и на поддержку XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи (точная сумма расходов не раскрывается).
Поддержка профессионального спорта — серьезная статья благотворительных расходов сразу нескольких крупных банков. Так, «Агропромкредит» в первом полугодии 2013 года стал лидером по темпам роста расходов на благотворительность: по сравнению с прошлым годом они увеличились на 8042% (125 млн). В банке увеличение расходов на благотворительность объяснили спонсорской поддержкой хоккейного клуба «Автомобилист».
Расходы «Ак Барса» на благотворительность выросли в три раза. В «Ак Барсе» «Известиям» пояснили, что увеличение расходов на меценатство связано с тем, что банк выступил генеральным партнером Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.
В то же время ряд банков в этом году серьезно сократили расходы на благотворительность. Так, «Уралсиб» и МДМ-банк, направляющие средства на помощь детям, урезали бюджет на меценатство на 56,5% (до 240 млн рублей) и 60,9% (до 20,7 млн) соответственно. Банк «Траст» сократил расходы на благотворительность на 57,5% до 14,4 млн рублей.
Банки используют различные механизмы для меценатства, отмечают аналитики «CAF Россия». При этом они не прочь привлечь к благотворительной деятельности и своих клиентов. Примером может служить сравнительно новая услуга — благотворительные депозиты для физлиц. Альфа-банк и «Уралсиб» ежемесячно перечисляют 0,05% от суммы депозита в один из благотворительных фондов. Еще один сугубо банковский вид благотворительности — кобрендинговые карточные проекты с фондом или программой — продвигают Альфа-банк, «Уралсиб», Сбербанк.
— Расходы банков на благотворительную помощь не учитываются при расчете налога на прибыль, говорит налоговый консультант Светлана Оганджанянц. По ее словам, это касается как расходов на содержание благотворительных некоммерческих организаций, так и прямой адресной помощи. Исключение составляют случаи, когда банки выступают спонсором рекламы в рамках спортивного или иного публичного мероприятия, отметила эксперт.
По словам замдиректора департамента банковского аудита ФБК Романа Кенигсберга, пожертвования осуществляются банками за счет чистой прибыли и не облагаются налогами в случае их использования получателями по целевому назначению. Рейтинг банков-меценатов в общем виде повторяет их рейтинг по величине активов, хотя в соотношении с чистой прибылью картина несколько иная, отмечает эксперт.
Так, «Агропромкредит» направил на благотворительность сумму в несколько десятков раз большую, чем его чистая прибыль (чистая прибыль за первое полугодие составила 3 млн рублей, а расходы на благотворительность — 124 млн).
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Татьяна ШИРМАНОВА