Выступая в Госдуме, первый зампред Банка России Алексей Улюкаев вчера заявил о том, что в апреле возобновился приток капитала в РФ, но инфляция в 2008 году не превысит 10%. Опрошенные «Ъ» экономисты соглашаются, что приток капитала не будет носить серьезных инфляционных последствий, но подчеркивают: шансов удержать инфляцию в рамках 10% фактически нет.
На заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев вчера был переутвержден в качестве члена совета директоров Банка России. В своем выступлении он в очередной раз дал прогноз, что инфляция по итогам года не превысит 10%. «Я глубоко убежден, что у нас есть все шансы существенно снизить инфляцию в этом году к прошлому году и вписаться в одну цифру, чуть меньше, чем 10%»,— сказал он. Ему не помешало даже то, что на 21 апреля накопленная инфляция уже составила 6%. Господин Улюкаев в очередной раз высказал свой тезис о том, что инфляция в РФ — это характерный и очевидный признак перегрева экономики, а ее природа «на 100% монетарная». Надеяться на снижение темпов роста цен Алексею Улюкаеву позволяет динамика денежной массы. «Идет снижение (темпов роста.— «Ъ») денежной массы. На начало года ее рост составил 47%, сейчас — существенно ниже 40%»,— отметил он. Чтобы поддержать эту тенденцию ЦБ намерен использовать весь спектр инструментов денежной политики, не исключая повышения процентных ставок и курса рубля.
Вторым важным моментом в выступлении господина Улюкаева стало заявление о возобновлении чистого притока иностранного капитала. «Видимо, произошел перелом в движении капитала. Судя по всему, он произошел в конце прошлого месяца. В апреле будет некоторый приток капитала»,— сказал он. По его словам, в апреле ЦБ приобрел на открытом рынке около $10 млрд. Это подтверждается и данными ЦБ о динамике международных резервов. По состоянию на 18 апреля их объем составил $518,8 млрд, с 1 апреля они выросли на $11,8 млрд. Напомним, отток капитала в первом квартале 2008 года составил около $23 млрд, а по прогнозам ЦБ за 2008 год чистый приток может составить $35 млрд. Другими словами, за последующие три квартала в Россию должно притечь $58 млрд.
Впрочем, как отмечает Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала», этот приток не будет инфляционным. «Приток будет состоять в основном из корпоративных заимствований и прямых инвестиций, которые будут скомпенсированы импортом (потрачены на импорт оборудования.— «Ъ»). У спекулянтов сейчас денег нет, а именно они инфляционные»,— говорит экономист. Он, как и некоторые другие опрошенные «Ъ» экономисты, не разделяет убеждения господина Улюкаева в исключительно монетарном характере инфляции. «Алексей Улюкаев смотрит за монетарной частью инфляции, а у нас основной риск — не монетарный, а именно рост цен на продовольствие»,— говорит Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. «Основной всплеск инфляции связан с ростом цен на продовольствие и госрасходов. Все зависит от случая. Если будет хороший урожай и новое правительство прекратит наращивать расходы бюджета, то инфляция сократится, в противном случае — шансов никаких. ЦБ пока может сделать очень мало. Использование процентной ставки в борьбе с инфляцией очень ограниченно»,— говорит господин Моисеев. Впрочем, полностью отказывать инфляции в монетарной природе никто из экономистов не решается. Даже Дмитрий Белоусов отмечает увеличение темпов роста базовой, другими словами, монетарной инфляции по сравнению с 2007 годом. По его словам, это объясняется «ростом чувствительности монетарной инфляции к динамике денежной массы»
О риске роста инфляционных ожиданий (см. «Ъ» от 24 апреля) вспоминал вчера и Алексей Улюкаев. Впрочем, как следовало из его выступления, ЦБ не намерен ограничиваться управлением ожиданиями. Он вчера подтвердил намерение примерно в течение трех лет перейти к инфляционному таргетированию. Имеется в виду отказ от управления валютным курсом и переход к контролю над инфляцией и денежной массой при помощи операций на открытом рынке. Пока же этому мешает большой профицит платежного баланса. «Предложение валюты сильно превышает спрос на нее, регулятору трудно быть нейтральным в курсовой политике. В среднесрочной перспективе положительное сальдо торгового баланса будет сокращаться, это создаст более нормальную ситуацию на валютном рынке, и присутствие регулятора будет необязательным»,— пояснил господин Улюкаев. Кроме того, по его словам, переходу к инфляционному таргетированию мешает недостаточная развитость финансовых рынков и необходимость корректировки нормативной базы.
Пока же, если правительству не удастся остановить очередной скачок цен на продовольствие, вызванный его удорожанием на мировых рынках, инфляционные ожидания граждан будут расти. Вместе с ними — таять шансы ЦБ на «однозначную цифру» инфляции в 2008 году.
Алексей ШАПОВАЛОВ