О решении Костина объявил вчера «Лукойл». В сообщении компании говорится, что отказ обусловлен конфликтом интересов. Так же объясняет решение и Костин — ведь с прошлого года он входит в совет директоров «Роснефти». А в конце февраля банкир был выдвинут кандидатом в его новый состав, который будет утвержден годовым собранием акционеров. Тогда же Костин уведомил «Лукойл» о выборе в пользу госкомпании: «Я позвонил Вагиту Юсуфовичу [Алекперову — президенту «Лукойла"] и извинился перед ним за вынужденный отказ».
Служу Отечеству
Помимо «Роснефти» Андрей Костин входит в советы директоров еще трех госкомпаний — «Российских железных дорог», «Совкомфлота» и Объединенной авиастроительной корпорации.
«Лукойл»
нефтяная компания
Добыча — 96,646 млн т нефти, 13,955 млрд куб. м газа (2007 г.).
Выручка — $82,238 млрд (2007 г., US GAAP).
Чистая прибыль — $9,511 млрд.
Владельцы — топ-менеджеры (около 30%), в том числе президент компании Вагит Алекперов, ConocoPhillips (20%), российские физлица (3,9%), остальные акции обращаются на биржах.
Зампред правления ВТБ Василий Титов пояснил «Ведомостям», что предложение от «Лукойла» поступило тогда, когда приглашения от «Роснефти» еще не было. Кандидаты в совет директоров «Лукойла» были утверждены 13 февраля. А «Роснефть» завершила прием заявок от акционеров лишь 29 февраля. Титов добавляет, что к тому же Костин возглавляет в совете госкомпании комитет по кадрам и вознаграждениям. Эту же должность он сохранит и впредь.
Представитель «Лукойла» говорит, что корректироваться список кандидатов не будет — все сроки для этого прошли. К тому же на 11 мест в совете традиционно выдвигаются 12 кандидатов. Сейчас помимо Костина таковыми являются 10 действующих директоров и глава Российского института директоров Игорь Беликов. Последний баллотировался и в прошлом году, но его кандидатура не прошла. Теперь же получается, что голосование будет безальтернативным и пройдут все. Это не противоречит законодательству, говорит управляющий партнер юридической компании A.S.T. Анатолий Юшин.
«Решение Костина понятно, — говорит аналитик «КИТ финанс» Константин Черепанов, — обе компании борются за лидерство в отрасли и являются прямыми конкурентами, например в Тимано-Печоре». Все это делает вероятным конфликт интересов, а менеджер такого уровня, как Костин, полагает эксперт, не может себе позволить даже тени подозрения в инсайде.
«Лукойлу», безусловно, полезно было бы иметь у себя государственного бизнесмена такого уровня, как Костин, — рассуждает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. — В ситуации, когда внимание властей к нефтянке постоянно растет, его допуск на кухню частной компании — хорошая демонстрация ее лояльности государству«. По мнению эксперта, не исключено, что в будущем «Лукойл» постарается завлечь к себе фигуру, подобную Костину, например Грефа.
Александр ТУТУШКИН