Банк России своим указанием № 1996-У внес изменения в правила составления и предоставления отчетности кредитными организациями. Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России. В настоящее время данное указание направлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ.
Новое указание Банка России устанавливает, что при реорганизации кредитные организации до дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц дополнительно к формам отчетности, установленным указанием Банка России № 1376-У, обязаны составлять и представлять в ЦБ, во-первых, заключительную бухгалтерскую отчетность реорганизуемой кредитной организации, прекращающей свою деятельность, составленную на день, предшествующий дню внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В состав заключительной бухгалтерской отчетности кредитных организаций включаются формы отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» и 0409102 «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации», составленные за период с последней отчетной даты до дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Во-вторых, необходимо представить вступительную бухгалтерскую отчетность кредитных организаций, возникших в результате реорганизации, составленную на дату их государственной регистрации. В состав вступительной бухгалтерской отчетности кредитных организаций включаются формы отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации» и 0409102 «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации».
В случае получения кредитной организацией уведомления о факте внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц после даты регистрации кредитной организации: заключительная бухгалтерская отчетность составляется кредитной организацией за день, следующий за днем получения уведомления о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц; вступительная бухгалтерская отчетность составляется на день, следующий за днем составления заключительной отчетности.
В случае если форма отчетности содержит только нулевые показатели, то согласно указаниям кредитные организации направляют в ЦБ либо сообщение об отсутствии соответствующих данных, либо, в зависимости от порядка составления и предоставления формы отчетности, не представляют отчет (представляют отчет с нулевыми показателями).
Помимо этого, в данном указании говорится, что если последний день срока предоставления отчетности приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый таковым законодательством РФ, то окончание срока предоставления отчетности переносится на ближайший, следующий за ним рабочий день.
Участники рынка считают, что ЦБ вводит дополнительные требования по сдаче отчетности реорганизуемых банков, для того чтобы сделать процедуру реорганизации еще более прозрачной и защитить права вкладчиков и кредиторов. С другой стороны, и в настоящее время процессы объединения банков итак проходят под достаточно жестким контролем ЦБ.
При этом, утверждают эксперты, процесс слияния банков у нас практически не идет, тогда как, например, в Восточной Европе именно финансовый сектор лидирует по количеству и объему слияний и поглощений.
Для того чтобы изменить ситуацию, уверены участники рынка, необходимо внесение изменений в законодательство, а это потребует времени.
Вместе с тем, по оценкам экспертов, уже сегодня ЦБ мог бы внести определенные изменения в нормативные акты, которые могли бы существенно повысить эффективность процедуры объединения банков. В частности, ЦБ мог бы разработать специальный подход в отношении банков, связанных отношениями дочерней подчиненности или тех банков, которые объединяются в банковские группы и хотели бы работать под единым брендом. Такие банки могли бы брать на себя солидарную ответственность по обязательствам друг друга перед кредиторами. Также, считают эксперты, было бы целесообразно, если бы им было разрешено вести консолидированную отчетность по обязательным нормативам, осуществлять консолидированные платежи в фонд обязательных резервов, а также централизованно создавать резервы на возможные потери по ссудам.
Еще одну проблему, которую можно было бы решить изменениями в существующий нормативный акт ЦБ, это проблема с расчетами клиентов присоединяемых банков, отмечают эксперты. Существующие нормативные акты не учитывают некоторые нюансы реорганизации банков. В частности, может возникнуть проблема при создании филиала на базе присоединяемого банка, когда происходит нестыковка в открытии счетов создаваемого филиала в расчетно-кассовых центрах и закрытии счетов присоединяемого банка, в результате чего в течение определенного срока клиент и банк не могут эффективно проводить расчеты. Что, естественно, утверждают эксперты, сказывается на потере конкурентоспособности кредитной организации.
Юлия КАМЗОЛОВА