«Эпидемия» высоких ставок охватила кредитный рынок: банки массово озаботились положительной доходностью депозитов. Рост инфляции и конкуренция за вкладчика вынудили банки заметно поднять процентные ставки по вкладам. Кроме того, финансовый кризис на Западе перекрыл поток дешевых «длинных» денег. Восполнить его можно только за счет массового вкладчика.
Первые месяцы текущего года «порадовали» нас всплеском инфляции. Когда цены растут, а деньги обесцениваются, люди торопятся их тратить, а не сберегать, и это естественно. Однако в этом году «инфляционным» стал не только январь на фоне предновогодних выплат разнообразных бонусов, но и февраль, чего не было в предыдущие годы. А это уже нехороший знак.
По итогам января объем вкладов граждан в банках сократился на 0,6 процента от общего объема депозитов — на 33 миллиарда рублей, и это немало. Интересно, что похожая ситуация возникла на рынке вкладов летом 2004 года в ходе банковского кризиса, когда вкладчики бросились в банки снимать деньги со счетов и тем самым уменьшили общий объем банковских депозитов на 0,7 процента.
Но и в феврале ситуация, вопреки ожиданиям, не выправилась. Что здесь сыграло большую роль — январская инерция, продолжающиеся разговоры о деноминации или же общая неуверенность в завтрашнем дне накануне выборов, — сказать трудно. Кстати, в эти же месяцы был значительный отток денег из ПИФов, но, по-видимому, перекладывания их на депозиты так и не произошло. Не исключено, что «лишние» деньги были вложены, например, в недвижимость, цены на которую испытали скачок примерно в то же самое время. Лишь в марте отток прекратился и на рынке вкладов произошла некоторая стабилизация.
Банки вынуждены были отреагировать на происходящее. Но сделали они это не сразу. Первыми начали повышать проценты по вкладам не самые крупные банки — некоторые из них подняли ставки до 13 процентов в Москве, а в регионах — до 15—16 процентов. Центробанк пытается этому сопротивляться, но пока что безуспешно — законодательно запретить подобные ставки сегодня невозможно. Конкуренция заставила озаботиться ставками и ведущих игроков рынка — в течение марта-апреля о повышении ставок по вкладам заявили Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы и Альфа-банк.
Если бы этого не произошло, массовый уход мелких вкладчиков из крупных банков был бы неминуем — ведь система страхования вкладов избавила мелкого вкладчика от излишних опасений за свои сбережения. А вот на более «солидных» вкладчиков страховка не распространяется — у них оказывается застрахована только часть вклада. Тем не менее и те, и другие предпочтут банк, который в состоянии скомпенсировать прогнозируемую на ближайший год инфляцию. А она, как известно, двузначная. В противном случае можно потерять и этих вкладчиков.
Тем не менее чем больше сумма вклада, тем больше шансов перекрыть инфляцию доходом по процентам. По данным Агентства по страхованию вкладов, вкладами на сумму, превышающую 600 тысяч рублей, обладают не более 4 процентов клиентов банков. При этом на них приходится почти половина суммы всех вкладов.
На 0,5 процента повысил ставки по рублевым депозитам от двух лет основной игрок на рынке вкладов — Сбербанк. Вслед за ним на 0,25—1,25 процента поднял ставки Газпромбанк. На 0,6—0,8 процента повысил ставки по депозитам Банк Москвы. И последними подняли ставки Альфа-банк и ВТБ — от 0,25 до 1 процента в зависимости от суммы, срока и валюты депозита. Перекрывают или нет результирующие значения процентных ставок реальную (а не прогнозируемую или же официальную) инфляцию — вопрос, ответ на который все знают, но не говорят.
Неизвестно и то, каким образом могут повлиять на инфляцию отток денег из вкладов и возросшая склонность граждан к «шоппингу»? Скорее всего, это может спровоцировать дальнейший рост цен. А это означает, что на наши банки возлагается прямо-таки государственная задача — не дать обесценивающимся вкладам выплеснуться на рынок. Ведь столь распространенное в последнее время утверждение, что «каждому гражданину нужны сбережения», страдает прежде всего отсутствием логики. Да, нужны, но в том случае, если стоимость денег в процессе сбережения не уменьшается в размере.
Впрочем, сбережения сбережениям рознь. Как заметил председатель подкомитета по законодательству о банках и банковской деятельности Госдумы Павел Медведев, «чтобы сказать, теряет вкладчик или выигрывает, необходимо понять, для чего он делает сбережения, то есть насколько дорожают именно те товары, на которые эти деньги планируется потратить. Наибольший вклад в инфляцию дают цены на продукты питания, а вряд ли
В банке сбережения защищены — во всяком случае, по сравнению с их хранением дома. Прочие финансовые инструменты, зачастую более доходные, как, например, коллективные инвестиции, требуют времени и сил. Про них так просто не забудешь, надо отслеживать ситуацию на рынке и т. д. Других альтернатив просто нет, поскольку покупка недвижимости требует сегодня немалых средств, а такие вложения доступны далеко не для каждого.
Ирина ФЕДОТОВА