Федеральная резервная система (ФРС) США лавирует между рецессионными страхами, инфляционными рисками и прогнозами рынка. При этом некоторые конъюнктурные показатели свидетельствуют о возможности нормализации нынешней ситуации, однако главным вопросом остается направление развития кредитного кризиса.
На первый взгляд Бен Бернанке все сделал правильно. Глава ФРС США заговорил о приостановке процесса продолжения снижения учетной ставки как раз в тот день, когда, несмотря на все мрачные пророчества, экономика США показала по результатам первого квартала 2008 года какой-никакой, но все-таки рост — плюс 0,6%. Другими словами: рецессия может оказаться не столь страшной, как того боялись, а значит, экономика в помощи со стороны эмиссионного банка (ФРС) больше не нуждается. Большинство инвесторов считают, что мораторий на изменение учетной ставки продлится до конца года.
Однако на деле все гораздо сложнее. «Показатели роста вводят в заблуждение», — предупредил профессор Гарвардского университета Мартин Фельдштайн. Действительно, в первом квартале США чудом избежали снижения ВВП, и только потому, что компании полностью заполнили свои складские помещения. Уже сейчас абсолютно ясно, что повторить подобное в текущем квартале не удастся. Так, автомобилестроители, и в частности General Motors, уже начали снижать объемы выпуска внедорожников и грузовиков. Даже слабый доллар и сильный рост экспорта на уровне 5,5% не могут замедлить экономический спад. Именно поэтому Мартин Фельдштайн предсказывает американской экономике трудные времена. «Наибольшую опасность представляет стремительное падение цен на дома», — считает он.
С экономической точки зрения ФРС сейчас оказалась между двумя стульями. Сделав семь, причем весьма широких шагов, Федеральная резервная система снизила учетную ставку в США на 3,25 процентного пункта, до 2%. Однако результаты ее снижения на экономике пока не сказались, эффект наступит не раньше чем через полгода. Пессимисты полагают, что ФРС поспешила и что ее мощные денежные вливания уже привели к новому спекулятивному пузырю на сырьевых рынках. И если
Торстен РИКЕ, перевод Александра ПОЛОЦКОГО