Российским банковским сектором заинтересовались крупные корейские кредитные организации. Korea Exchange Bank открыл представительство в Москве, Shinhan Bank покупает небольшой московский банк. Планам приходящих в Россию банков по финансированию сделок между российскими и корейскими компаниями могут помешать корпоративные банки, давно сотрудничающие с крупными фирмами.
Московский офис Korea Exchange Bank (KEB), пятого по величине корейского коммерческого банка, открылся в конце апреля. «Банк будет готовить создание полноценной дочерней структуры KEB на российском рынке»,— говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте банка. Топ-менеджер «дочки» западного инвестбанка, общавшийся с представителями KEB, пояснил, что в настоящее время банк рассматривает возможность вхождения в капитал российских розничных банков.
Korea Exchange Bank основан в 1967 году. Банк обслуживает внешнеторговые операции Республики Корея, оказывает услуги в области корпоративного обслуживания и управления крупным частным капиталом. По данным на 31 декабря 2007 года активы банка составляют $87,7 млрд, чистая прибыль — $1,02 млрд. Офисы банка расположены в 19 странах мира. В начале марта Южнокорейская торговая комиссия одобрила сделку по приобретению английским банком HSBC 51,02% в капитале KEB за $6,32 млрд.
«На первом этапе в России банк будет осуществлять консультационные услуги для корейских компаний и российских организаций, сотрудничающих с корейскими фирмами»,— говорится в сообщении KEB. «В Корее KEB — известный банк, пользующийся значительным авторитетом и давно проявляющий интерес к российскому рынку»,— говорит Роман Хапаев, гендиректор «Хендэ Мотор СНГ», эксклюзивного импортера Hyundai Motor в России. Российские интересы KEB впервые обозначились в 2005 году, когда банк подписал договор с ВТБ, предусматривающий сотрудничество по расширению взаимодействия в области финансирования торговых операций.
KEB не единственный корейский банк, начинающий экспансию в Россию. В конце прошлой недели второй по величине банк Кореи Shinhan Bank подписал предварительное соглашение о покупке банка «Финансовый стандарт». «Исходя из того, что собственный капитал «Финансового стандарта» по итогам прошлого года составил 335 млн руб., стоимость всего банка может быть равна 650—700 млн руб.»,— подсчитывает начальник отдела анализа рынка акций инвестбанка «КИТ Финанс» Мария Кальварская.
До сих пор корейских игроков на российском банковском рынке не было. По мнению экспертов, корейским банкам не имеет смысла развивать в России розничный бизнес. «Конкуренция на банковском розничном рынке в России уже очень высокая. В то же время корейские банки смогут привлекать ресурсы для корейских партнеров, работающих на территории России и финансировать сделки, заключаемые между российскими и корейскими предприятиями. Эта узкая специализация позволит им занять свое место на рынке»,— считает начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев. «В последнее время корейские компании расширяют присутствие в нашей стране. На обслуживание денежного и товарного оборота этих организаций и будет рассчитана деятельность корейских банков ",— соглашается главный экономист банка HSBC Александр Морозов. По оценкам самого KEB, торговые операции между Кореей и Россией увеличились с $9,7 млрд в 2006 году до $15 млрд в 2007-м.
Впрочем, за обслуживание компаний, участвующих в российско-корейских проектах, корейским банкам тоже предстоит побороться. «Как правило, крупные компании прибегают к услугам корпоративных банков, которые обслуживают их по всему миру»,— говорит Александр Морозов. Например, группа Hyundai Motor по всему миру работает с одним из западных банков, что предусмотрено стратегией компании. «Связи с этим банком сложились исторически, что отвечает надежности и общим интересам»,— говорит Роман Хапаев.
Мария РАЗУМОВА