После года плавного роста, в апреле международные резервы РФ совершили скачок на 5,4% и достигли на 1 мая объема $534,4 млрд. С начала года, по обнародованным вчера данным ЦБ России, резервы приросли на 12,2%. Эксперты объясняют апрельский приток денег сезонностью, затишьем на мировых финансовых рынках, проведенными в минувшем месяце квартальными платежами по НДС, а также спровоцированной всеми этими событиями атакой валютных спекулянтов на рубль. Пока неизвестно, как долго продлится тренд,— так, на 2 мая резервы сократились на $500 млн.
Объемы международных резервов РФ в апреле выросли на $27,4 млрд, или на 5,4%, увеличившись до $534,4 млрд,— и это стало их самым значительным приростом с мая 2007 года. Согласно обнародованным на прошлой неделе данным ЦБ РФ, в январе-апреле 2008 года резервы увеличились на $58 млрд, или на 12,2%. Основную часть накопленного, как и раньше, составляют активы в иностранной валюте (в форме наличных денег, банковских депозитов в высокорейтинговых банках-нерезидентах и надежных государственных и других ценных бумаг). Валютные резервы с начала года подросли на 9,3% (до $420,4 млрд), увеличившись только за апрель на 4,5%.
Отметим, пока невозможно сказать, насколько ускорение темпов роста международных резервов — устоявшийся тренд. ЦБ публикует данные о состоянии резервов понедельно и фиксирует состояние резервов в начале месяца. Всего за день, с 1 по 2 мая, исходя из данных ЦБ, резервы уменьшились на $500 млн — с $534,4 млрд до $533,9 млрд при отсутствии существенных курсовых колебаний и без каких-либо значительных событий на финансовом рынке. Отметим, происходящие с резервами события наблюдаются на фоне притока капитала, продолжавшегося в течение всего апреля, а укрепление доллара к евро в конце апреля объясняет рост резервов в долларовом исчислении лишь отчасти.
Хронологически относительный скачок на общем фоне замедления темпов роста резервов (в 2006 году они увеличились на 67%, в 2007-м — на 57%) случился сразу после завершения кампании по избранию российского президента. Однако, опрошенные эксперты не связывают рост с возвращением денег, покинувших страну на период выборов.
По мнению Геннадия Солнцева из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в апреле в дело вступил сезонный фактор: по ряду причин наблюдаемый в первом квартале каждого года отток капитала во втором традиционно замедляется или замещается притоком. Одна из причин сезонности — цикличность возврата экспортной выручки. «Апрель-июнь в плане прироста резервов всегда были удачными для ЦБ и правительства месяцами»,— отметил Геннадий Солнцев. Другая, по его словам, возможная причина роста — наступившее в апреле относительное затишье на мировых рынках после весьма нервного для финансистов начала года. «Возможно, Россия становится тихой гаванью для осторожных международных инвесторов»,— полагает эксперт.
Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала» причиной прихода дополнительных денег в страну считает возникшую у экспортеров необходимость уплаты налога на добавленную стоимость в непривычно крупных размерах. Напомним, с 2008 года НДС уплачивается не помесячно, а раз в квартал и дата первого платежа пришлась на 20 апреля. Вслед за экспортерами, по словам Алексея Моисеева, деньги в страну в апреле ввели краткосрочные инвесторы-спекулянты, попытавшиеся заработать на усилении давления на рубль, вызванном притоком валюты.
Отметим, что это давление спекулянтов апрелем не ограничилось. В начале мая сразу три крупнейших банка — Goldman Sachs, Merrill Lynch и Deutsche Bank рекомендовали своим клиентам покупать российский рубль, предполагая, что после инаугурации Дмитрия Медведева российские денежные власти пойдут на дальнейшее укрепление национальной валюты в целях борьбы с инфляцией. Зампред ЦБ Константин Корищенко отреагировал на эту рекомендацию инвестбанков предположением, что они попросту хотят закрыть собственные позиции по рублю. «Может быть, поэтому они хотят продавить рынок, чтобы он покупал рубли»,— предположил зампред ЦБ.
«Коммерсант» продолжает следить за развитием событий.
Вадим ВИСЛОГУЗОВ