С начала года фьючерсы на нефть подорожали на 40%, а с начала мая — на 19%. Вчера стоимость контрактов на поставку нефти в июле на Нью-Йоркской сырьевой бирже достигла $135,09 за баррель.
Представители Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) разводят руками. «У нас нет волшебного решения, — говорит министр нефтяной промышленности Катара Абдулла аль-Аттиях. — В 90-е гг. страны — потребители нефти нам настоятельно советовали предоставить регулирование цен рынку, именно это мы и делаем». ОПЕК работает на пределе возможностей и недостатка в поставках не наблюдается, утверждает он.
«Мы больше не отвечаем за ситуацию, — сказал Bloomberg председатель ливийской Национальной нефтяной корпорации Шокри Ганем. — ОПЕК производит столько нефти, сколько нужно рынку, причины роста цен — спекуляции, геополитика и падение доллара». По его мнению, цена за баррель действительно может достигнуть $200. Но «$200 за баррель — это нелогично, даже $135 нелогично, мы становимся свидетелями нелогичного рынка», резюмирует он.
В росте цен на нефть представители ОПЕК обвиняют инвестбанки и их прогнозы. Аналитики ING Wholesale Banking сетуют, что «цены упрямо не хотят соединяться с фундаментальными факторами». Вчера банк повысил прогноз на 2008 г. на 21% до $115 за баррель. На прошлой неделе Goldman Sachs для ближайших двух лет назвал ориентир $150—200 за баррель.
Рынок восприимчив к прогнозам и инвесторы играют на повышение, закладывая в цену эти цифры, инвеcтбанки должны перестать публиковать прогнозы, утверждает аль-Аттиях.
Аналитики отвечают, что совершенно ни при чем. Едва ли отказ от прогнозов изменит ситуацию, полагает директор по развитию бизнеса Argus Media Михаил Перфилов. «Аналитики никогда не попадают в точку», — напоминает он. На формирование цен главным образом влияют объективные факторы конъюнктуры рынка — спрос, уверен Перфилов. Не стоит говорить о спекулятивном факторе как о первопричине роста цен на нефть, соглашается аналитик Reuters Александр Ершов.
Татьяна БОЧКАРЕВА