«Привлекать розничных клиентов в текущей ситуации на фондовом рынке для нас нецелесообразно», — говорит директор управления активами ИК «Норд-Капитал» Александр Баранов. По его словам, реклама — дорогое удовольствие, к тому же она не всегда эффективна, гораздо проще предлагать услуги состоятельным клиентам. «Мы сформировали 12-миллионный фонд всего за три дня, поставив минимальную сумму инвестирования 1 млн руб.», — отметил
Главная особенность «бутикового» открытого ПИФа «Норд-Капитал — Акции» заключается в индивидуальной отчетности для каждого пайщика и дополнительных инвестиционных возможностях. «Клиенту, который приобретает паи на сумму более 20 млн руб., мы готовы завести счет доверительного управления, на который будут дополнительно покупаться производные инструменты», — объясняет Александр Баранов. По его словам, это позволит лучше хеджировать риски на падающем рынке. Однако, судя по СЧА фонда, которая на 13 мая составляла 15,5 млн руб., воспользоваться услугой дополнительного хеджирования пока не захотел ни один пайщик.
Доходность «бутикового» ПИФа «Норд-Капитал — Акции» за последние три месяца на 13 мая составила 7,2%. По данным НЛУ, фонд занимает 29-е место по доходности среди открытых фондов акций (исключая отраслевые ПИФы). Другой «премиум-фонд» под управлением УК «КИТ Фортис Инвестментс» — ПИФ смешанных инвестиций «КИТ Фортис — Премиум. Фонд сбалансированный» за тот же период заработал 8%. Согласно данным НЛУ, ПИФ занимает 12-е место по доходности среди открытых фондов смешанных инвестиций.
По словам менеджеров УК «КИТ Фортис Инвестментс», фонд «КИТ Фортис — Премиум. Фонд сбалансированный» отличается более широкой инвестиционной декларацией. «Мы инвестируем часть средств фонда в ценные бумаги стран СНГ, а также в паи ЗПИФов недвижимости и ипотечные фонды», — рассказывает заместитель гендиректора УК «КИТ Фортис Инвестментс» Андрей Коровкин. По его словам, эти активы
Необходимость создания «бутиковых» фондов управляющие объясняют пробелами в законодательстве. «По закону «Об инвестиционных фондах» нельзя устанавливать разные комиссии за управление в рамках одного фонда, — говорит Андрей Коровкин. — Поэтому пайщик, который инвестировал 10 млн, платил ту же комиссию, что и пайщик, вложивший в фонд 30 тыс.». При этом, по словам
Однако участники рынка относятся к идее «бутиковых» ПИФов весьма скептически. «Это маркетинговый ход, который может привлечь относительно крупных пайщиков», — говорит исполнительный директор УК «Ренессанс Управление инвестициями» Татьяна Олифирова. По ее словам, для такой категории клиентов очень важно наличие определенных статусных вещей, более широкого перечня услуг: дистанционное управление счетом с использованием электронно-цифровой подписи, индивидуальная отчетность. При этом для одних компаний эти услуги стандартные, а другие выделяют их как особенные, «не для всех», отмечает
«Инвестиционная декларация «бутикового» ПИФа не может принципиально отличаться от декларации обычного фонда, так как законодательные ограничения для всех одинаковые», — уверен директор по развитию сети продаж УК «Тройка Диалог» Олег Кессо. По его словам, «бутиковый» фонд не более чем красивая обертка стандартизированного продукта. «Я не вижу, чем «бутиковые» фонды могу быть интересны для пайщика с точки зрения инвестиционных идей, ничто не мешает реализовать такие же идеи и в обычном фонде», — говорит директор по развитию УК «Ист Коммерц Управление активами» Евгений Фазлеев. Регрессивная шкала скидок и надбавок, по его словам, есть почти во всех фондах, поэтому крупные инвесторы и так могут минимизировать издержки на операциях.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ