Объем российского рынка Wealth Management оценивается экспертами в 16—17 млрд долл., и спрос на такие услуги продолжает расти, несмотря на нестабильность на фондовых рынках. За 2007 год количество счетов индивидуального доверительного управления в российских УК выросло примерно на 38%, с 4 до 5,5 тыс. При этом доля долларовых миллионеров, которые пользуются услугами Wealth Management, по итогам 2007 года, как и в 2006 году, осталась небольшой — всего 4%. А число долларовых миллионеров в России в 2007 году, по данным доклада компаний Citi Private Bank и Knight Frank, возросло на 7% и составило 131 тыс. По прогнозам УК «Альфа-Капитал», к концу 2008 года число долларовых миллионеров возрастет до 156 тыс., а количество счетов ДУ — до 7,7 тыс., что составит 5% от общего числа миллионеров.
Альтернатива для VIP-клиентов
Чтобы привлечь VIP клиентов, управляющие активно расширяют продуктовую линейку за счет альтернативных инструментов, поскольку именно эти инструменты пользуются у инвесторов спросом. «Если несколько лет назад состоятельные инвесторы вкладывали в акции до 70% средств, то сегодня — не больше 40% портфеля», — говорит управляющий директор УК «Ренессанс Управление инвестициями» Алексей Ищенко. По его словам, около 30% инвестиционного портфеля приходится на нерыночные инструменты — закрытые фонды и private equity, еще 30% — на структурированные продукты с защитой капитала и инструменты с фиксированным доходом.
Особенно популярны у крупных инвесторов ЗПИФы недвижимости. «Эти инвестиционные инструменты приносят стабильный доход и почти не зависят от колебаний на фондовом рынке», — объясняет заместитель гендиректора УК «ВТБ Управление активами» Арен Апикян. Число закрытых фондов недвижимости с начала 2007 года выросло более чем в два раза, и, по данным НЛУ, в мае их было 340. При этом формирующихся ЗПИФов недвижимости в мае было около 70. «Так как популярность ЗПИФов у инвесторов растет, недавно мы начали формировать сразу три закрытых фонда недвижимости», — говорит гендиректор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров.
Среди популярных у VIP-клиентов альтернативных инструментов также фонды, инвестирующие в низколиквидные активы. При этом их портфель не коррелирует с динамикой рынка акций. Более полутора лет назад на российском рынке появились первые
Офшорная диверсификация
Для диверсификации инвестиций с помощью иностранных активов российские УК предлагают весьма небольшой спектр инструментов. «Сегодня для большинства компаний формировать иностранные фонды не имеет смысла, так как пока спрос на них у российских инвесторов только начинает появляться», — поясняет управляющий директор УК «Ренессанс Управление инвестициями» Алекс Кочубей.
Зарубежные фонды, как правило, есть у компаний, обладающих собственной инфраструктурой на западных рынках или входящих в партнерство с иностранными инвестиционными группами. Например, УК «Ренессанс Управление инвестициями» предлагает клиентам несколько офшорных хедж-фондов. «Фонд глобального макроинвестирования, вкладывающий в активы различных стран, на чьих рынках ожидается сильное движение, и мультистратегийный фонд хедж-фондов», — рассказывает Алекс Кочубей. В IV квартале 2007 года компания «Ренессанс Групп» запустила и специализированный африканский фонд, инвестирующий в экономику Нигерии.
Группа «Райффайзен» в России также предлагает различные инструменты, ориентированные на западный рынок. «Cкоро заканчивается подписка на мультистратегийный фонд хедж-фондов Yellow & Black», — рассказывает управляющий директор УК «Райффайзен Капитал» Владимир Соловьев. В ближайшие месяцы второй иностранный фонд появится у УК «Альфа-Капитал». «До конца полугодия мы планируем запустить фонд Alfa Capital Equity Plus, который будет инвестировать в акции компаний стран СНГ», — говорит Михаил Хабаров.
«Солянка» из ПИФов
Крупные клиенты некоторых управляющих компаний по-прежнему инвестируют большую часть активов в рыночные инструменты. «При нестабильном рынке мы советуем увеличить долю акций, чтобы получить дополнительный доход, так как в долгосрочной перспективе то, что упало в цене сегодня, обязательно вырастет», — уверен руководитель проектов по развитию доверительного управления УК «КИТ Фортис Инвестментс» Роман Лаврухин. «Около половины состоятельных клиентов нашей компании инвестирует в ПИФы», — рассказывает вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин. По его словам, это вполне характерно и для западного рынка: банки часто формируют портфель VIP-клиента из инвестиционных фондов. «Российский рынок уже позволяет диверсифицировать вложения с помощью различных отраслевых ПИФов, фондов акций и облигаций», — уверен Андрей Звездочкин.
Безграмотные миллионеры
Председатель совета директоров УК «Тройка Диалог» Павел Теплухин считает, что одна из главных причин небольшого числа клиентов Wealth Management — низкий уровень финансовой грамотности. «Многие миллионеры не знают о возможностях Wealth Management или предпочитают вкладывать деньги в собственный бизнес, что не самое разумное, потому что риски от таких инвестиций увеличиваются», — считает Павел Теплухин. «До сих пор некоторые инвесторы из финансовых инструментов используют только банковские депозиты или даже депозитарные ячейки, что не может защитить их средства от инфляции», — говорит директор по обслуживанию частных клиентов УК UFG Asset Management Петр Ларюшкин. Кроме того, по словам начальника отдела по работе с частными клиентами УК «КапиталЪ» Тимофея Шарапкина, некоторые миллионеры по-прежнему не хотят «засвечивать» свои активы, становясь клиентами российских УК, и инвестируют средства в офшорные фонды.
«Стрижем не собачек, а клиентов»
Другим сдерживающим фактором в развитии услуг Wealth Management некоторые управляющие считают низкий, по сравнению в западными компаниями, уровень сервиса. «Российские управляющие просто не могут предлагать сервис, сравнительный с западными аналогами, так как у нас индустрия частных инвестиций только начинает развиваться, а на Западе она существует столетия», — рассказывает Алексей Ищенко. «Например, удаленный доступ для совершения операций со своим счетом из любой точки мира по защищенному каналу могут предложить клиентам единицы российских финансовых компаний», — говорит Валерий Петров.
При этом цены на услуги ДУ в несколько раз выше, чем в европейских компаниях. «За рубежом, например, «вознаграждения за успех» не берет почти ни одна УК», — рассказывает Алексей Ищенко. Высокие цены, по его словам, во многом обусловлены низким уровнем конкуренции на российском рынке Wealth Management. Пока в России всего четыре-пять компаний могут предложить квалифицированные услуги Wealth Management, так как специалистов, которые способны выстроить и развивать этот бизнес можно пересчитать по пальцам одной руки», — отмечает Михаил Хабаров.
Среди дополнительных услуг, которые российские УК предлагают клиентам Wealth Management, управляющие называют индивидуальную отчетность, юридическую помощь в проведении операций, например с недвижимостью. «Мы можем помочь организовать IPO компании клиента, принять под управление неденежные активы, например ценные бумаги», — говорит Валерий Петров. По его словам, некоторые компании могут предложить и использование различных схем, позволяющих оптимизировать налогообложение за счет юридических особенностей различных юрисдикций. А вот услуги «консьерж-сервиса» в рамках Wealth Management не предоставляет ни одна крупнейшая российская УК. «Мы специализируемся на инвестициях, а не на стрижке собачек и оформлении авиабилетов», — заявил гендиректор одной из управляющих компаний.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ