Банк России подготовит свои поправки и замечания к законопроекту, наделяющему Росфинмониторинг правом отзывать лицензии у коммерческих банков. Об этом вчера сообщил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. О том, какие именно будут поправки, он не объявил, но сказал, что финансовая разведка, хотя и будет участвовать в процессе отзыва лицензий, у нее будет другая роль. Кроме того, предложения ЦБ должны не позволить отмывальщикам получить лишнее время для работы. Ожидается, что они (предложения) будут представлены в течение ближайших двух недель.
Напомним, что законопроект, наделяющий финансовую разведку правом отзывать лицензии у банков за нарушения ими антиотмывочного законодательства, Госдума приняла в первом чтении в конце прошлой недели. Росфинмониторинг давно желал расширить свои полномочия в этой области. Службу не устраивало, что надзор и борьба с отмыванием денег возложены на нее, а наказывать нарушителей при этом она не может. Тем более что новый глава службы Юрий Чиханчин вчера на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным сказал, что вопросы, связанные с темой финансирования терроризма, являются для его ведомства одним из приоритетных направлений. По новой схеме, предусмотренной законопроектом, Росфинмониторинг может дважды наложить на банк административное взыскание, после чего обратиться в ЦБ с предложением отозвать у банка лицензию. Авторы законопроекта, глава комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник и сенатор Дмитрий Ананьев, высказывали твердое убеждение, что нововведения сделают процесс отзыва банковских лицензий более объективным.
У Центробанка относительно нового порядка мнение, разумеется, противоположное. Его представители неоднократно высказывались категорически против вмешательства в их компетенцию. Вчера Геннадий Меликьян в очередной раз напомнил, что если новые правила вступят в силу в нынешнем виде, то сам процесс применения санкций сильно растянется во времени и позволит недобросовестным кредитным организациям дольше нарушать закон. «На самом деле мы не против того, чтобы в этом процессе принимал участие Росфинмониторинг. Но мы старались сократить срок, пока банк может заниматься противоправной деятельностью. Когда-то это было минимум четыре месяца. Мы смогли сократить его до одного месяца. Теперь все юристы, которые проанализировали эту инициативу, сказали, что срок увеличится до четырех-пяти месяцев», — сказал он. Однако авторы проекта готовы были пойти на это, считая, что главное в применении санкций не скорость, а объективность.
В итоге поправки, которые подготовит ЦБ, должны предусмотреть, в чем же именно будет заключаться «другая роль» Росфинмониторинга в принятии решений по ликвидации банков. В том, что ЦБ постарается оставить право окончательного решения этого вопроса, сомневаться не приходится. Тем более что у него имеется весомый аргумент — независимость его деятельности закреплена непосредственно в Конституции.
Евгений МАЗИН, Юлия ЛОКШИНА