Основные проблемы и перспективы развития банковской системы страны представители ЦБ предпочитают обсуждать на банковском конгрессе в Санкт-Петербурге. Пять лет назад, например, на повестке дня там стоял вопрос о способности ведущих российских банков участвовать самим и оказывать поддержку российским компаниям в международной экспансии. Эти задачи сейчас решают Сбербанк, ВТБ и другие отечественные банки.
Не частить
ЦБ может реже проверять некоторые банки. «Критериев для таких банков пока не выработано, но ясно, что увеличенные интервалы от проверки до проверки могут применяться к банкам, не вызывающим сомнений в финансовой устойчивости и риск-менеджменте», — сказал Симановский. Обычный интервал между проверками — 18 месяцев, обсуждается вопрос его увеличения, например, до 24 месяцев для банков, вызывающих доверие, добавил руководитель главной инспекции кредитных организаций Владимир Сафронов.
В этом году ключевой темой стали рост и устойчивость. А на секции, посвященной рискам, начальник департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский рассказал, что для банков было бы неплохо создать систему коллективной безопасности — по сути, фонд страхования от системных рисков в экономике, каждому отдельному банку не пришлось закладывать лишние средства в капитал. Это могла бы быть система, построенная по принципу системы страхования вкладов, с регулярными отчислениями и компаниями, управляющими фондом, рассуждал Симановский. Безусловно, такой фонд не имел бы целью заменить систему управления рисками или внутренний контроль, он существовал бы только на случай системных финансовых потрясений, оговорился Симановский.
А начальник главного управления ЦБ по Нижегородской области Станислав Спицын изложил целый пакет пожеланий. «Некоторые банки растут слишком медленно, темпами гораздо ниже инфляции. Они не развиваются, а идут назад. Не стоит ли нам ввести для банков норматив роста? А еще дать право местной администрации формировать банковскую систему региона в той мере, в какой это важно для специфики его жизни, — рассуждал Спицын. — Почему бы резервы на возможные потери по ссудам, которые банки отчисляют в ЦБ, не оформить в виде депозита? Будет приносить доход».
«Норматив роста мы вводить не будем — у нас нет права осуждать медленно растущие банки ни морально, ни надзорно», — успокоил заволновавшихся банкиров Симановский. Администрация регионов может быть заказчиком структуры банковского сектора в той мере, в которой владеет долями в капитале банков. А по вопросу резервов — «убыток на депозит класть трудно», резюмировал он.
Система страхования вкладов и есть фонд коллективной безопасности банков. А застраховать абсолютно все риски невозможно, риск — это часть предпринимательской деятельности, считает депутат Павел Медведев.
С ним согласился и Симановский, признав, что нигде в мире такие фонды не созданы. Но по этому пути можно пойти, уверен президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян: «ФРС США состоит из отчислений банков и, сформированная снизу, со временем обрела регулирующие функции». В России же к коллективным начинаниям традиционно относятся с недоверием, сетует Тосунян.
Елена ХУТОРНЫХ