Многие арабские страны известны как крупные финансово-банковские центры, предоставляющие самые современные услуги клиентам и имеющие годовые обороты, вполне сопоставимые с такими банковскими столицами, как Лондон или Цюрих. Пожалуй, у всех на слуху такое понятие, как «исламские банки», но многие думают, что это любые банки, находящиеся в мусульманских странах. Однако это справедливо только отчасти…
Динамика цен на нефть на мировых рынках — один из вопросов, в последнее время волнующий многих людей, как непосредственно связанных с экономикой, так и нет. Прямо или косвенно это касается всех. Тревоги профессиональных нефтяников, энергетиков и инвесторов понятны это их бизнес, но и каждый из нас, заправляя машину бензином, тоже является участником нефтяного рынка! Всем известно, что главные производители нефти — это страны ОПЕК, большая часть которых расположена на Аравийском полуострове. Неудивительно, что в последнее время к ним проявляется повышенный интерес. Во многом переняв западную модель экономического развития и преуспев в этом, они вместе с тем сохраняют не только религиозно-культурную самобытность. Бизнес в мусульманских странах тоже имеет ряд особенностей, одна из которых — особое, не похожее на западное, банковское дело.
Своя субкультура
…Прогуливаясь по какой-нибудь оживленной улице Дубая, КуалаЛумпура или Бахрейна, можно увидеть многочисленные неоновые рекламы банков и их филиалов. Их «плотность на душу населения» даже выше, чем в европейских странах. Здесь — «Сити», а здесь — «Кредит Свисс», а это уже местный банк «Дубаи исламик банк»…
Существует деление финансовых институтов на «западные коммерческие банки» (название может немного варьироваться) и «исламские банки». С первыми все более или менее понятно: Европа, Америка, страны СНГ и Россия работают по западным банковским принципам. А вот в большинстве арабских стран действуют и западные, и исламские банки, а, например, в Иране, Судане или Пакистане «западного банковского дела» практически не найти!
Немного истории
Еще до принятия ислама на Ближнем Востоке торговля и ремесла были очень развиты! А где есть производство и торговля, там есть и потребность в кредитах на развитие дела. Как и во многих местах, на Ближнем Востоке функции банков выполняли тогда ростовщики. Процент по выданным ссудам достигал 100 и даже 150% годовых! Историки писали, что основная часть жителей региона тратила почти все свои доходы на выплату долгов и процентов по ним. Основатель ислама, Магомет, проводя множество реформ по реорганизации жизни арабов, категорически запретил взимание ростовщического процента. Согласно этому запрету, выдача денег в рост, под процент, является тяжким грехом, равным 70-кратному прелюбодеянию! Но кредитные операции в регионе все равно продолжали развиваться. Уже к Х в. н. э. арабы освоили векселя, аккредитивы и другие формы расчетов. Потом, в эпоху колониального передела мира, на арабскую землю вместе с иностранными войсками пришли ведущие западные банки, открывшие там свои отделения.
Три источника прибыли
Итак, основной для западного банка вид дохода — взимание процента — для исламского банка под запретом. Как же зарабатывать деньги в таких жестких рамках? С другой стороны, вспомним «Тысячу и одну ночь»: торговля и прибыль от торговли всегда разрешались, арабы — испокон веку прирожденные торговцы, и эта профессия всегда была в почете. Такой «расклад» обусловил специфику развития банковского дела.
Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли. Первый источник — это три вида банковских операций, традиционно в экономической литературе называемые арабскими словами «мушарака», «мудараба» и «кард-уль-хасан».
Мушарака — это чисто исламский способ банковского бизнеса, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки — в зависимости от долевого участия в капитале. Банк в этом случае разделяет риск с клиентом. Управление проектом, под который выданы средства, может осуществляться двумя сторонами вместе или какой-то одной стороной по согласованию. Это довольно гибкий вид взаимодействия банка и клиента, поскольку и пропорция разделения прибылей и убытков, и управление проектом могут быть оговорены заранее сторонами.
Мудараба — модификация мушараки — соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона (исламский банк) полностью предоставляет необходимые средства для финансирования проекта, а другая (клиент) занимается управлением проектом, используя свои предпринимательские способности. Как и в предыдущем случае, процент распределения прибыли заранее оговаривается между сторонами и фиксируется в соглашении. Банк также может нести убытки при неудаче своего клиента, а вот контролировать реализацию проекта или как-нибудь еще влиять на процесс — не может.
Кард-уль-хасан — «беспроцентный кредит», по сути — возвратная материальная помощь, субсидия нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Здесь раскрывается еще одна особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами — это тесные, доверительные, дружеские отношения. При этом банк может взимать разного рода комиссии и сборы.
Что касается работы со средствами вкладчиков, то и здесь используются описанные схемы. Мударабатеперь уже вкладчики участвуют в прибылях и убытках банка (похоже на западную трастовую систему) и кард-уль-хасан — клиенты вносят свои сбережения на беспроцентные счета, но при этом имеют право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях (часто это всего 2—3 процента в виде комиссионного вознаграждения банка).
Ислам мирно сосуществует с новейшими банковскими технологиями
Важный момент, касающийся защиты сбережений. В случае когда вкладчик несет потери, он имеет право расследования причин, вплоть до судебного разбирательства. И если будет установлено, что такие потери возникли
Второй источник прибыли для исламских банков аналогичен используемому в западном банковском делеэто операции на финансовых рынках, прежде всего операции с ценными бумагами. Но и здесь есть свои особенности. Ограничение налагает еще один постулат — азарт в исламе не допускается. Поэтому спекулятивная торговля ценными бумагами не практикуется. Банки должны приобретать акции для сохранения и приумножения своих (а значит, и клиентских) активов. Становится понятно, почему, с одной стороны, исламские банки не так активны на фондовом рынке, а с другой — почему большая часть вложений носит долгосрочный характер. Еще одной разрешенной операцией являются сделки покупки-продажи иностранных валют.
Третий источник прибыли, доля которого самая большая, это комиссионные операции. Конечно, и западные, и российские финансовые институты взимают комиссии за свои услуги, но нигде этот вид дохода так не популярен, как в исламских банках. Существует много видов операций, за которые исламские банки взимают комиссионное вознаграждение.
Вот, например, типичный исламский банковский кредит, применяемый при финансировании торговли, а также являющийся аналогом уже привычного россиянам потребительского кредита — мурабаха. Это договор между банком и клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает согласованную заранее разницу между ценой покупки и ценой продажи. Это и есть прибыль банка. Банк приобретает по поручению клиента определенные виды товаров, а затем продает их с фиксированной наценкой и с оплатой равными долями в течение определенного времени.
Часто мурабаха используется при совершении внешнеэкономических сделок, особенно с использованием аккредитивов. И в этом случае доход банка — это не процент за кредит, а торговая наценка.
Одной из разновидностей мурабахи является операция бай-аль-салям (контракт о продаже товаров, когда производится предоплата, а товар поступает после). Получив денежные средства, банк имеет определенный временной лаг для возможных инвестиций в производство или в ценные бумаги, что опять-таки позволит ему получить определенный доход, который и составляет прибыль банка.
В арабских странах чрезвычайно популярна и такая «западная» банковская операция, как лизинг. Здесь он называется иджара. Суть сделки такова: банк по поручению клиента приобретает оборудование, технику и прочие товары, которые клиент планирует взять в лизинг, а затем сдает их клиенту в аренду по оговоренной ставке. Взимать арендную плату с неденежного имущества ислам не запрещает. Ну а иджара-ва-иктина это лизинг с последующим выкупом.
За место под солнцем
Насколько многочисленны, а главное, конкурентоспособны в современном мире исламские банки?
По информации Института исламского банковского дела и страхования (Institute of Islamic Banking and Insurance), в начале 2005 года в 48 странах мира от США до Китая — действовало более 250 исламских банков (без учета ближневосточных филиалов ряда западных банков, работающих по исламскому принципу) с суммарными активами более 200 млрд. рублей. Это не так много по сравнению с западными банками, но вспомним, что эта система начала развиваться сравнительно недавно. Популярность исламского банковского бизнеса и интерес к нему растут. Один такой банк есть и в нашей стране. В Москве по исламским принципам успешно работает основанный в 1991 году Бадр-Форте банк.
Если абстрагироваться от религиозно-этического аспекта вопроса, есть ли какие-либо чисто экономические, финансовые преимущества той или иной модели? По мнению ряда экспертов, исламские банки вполне выдерживают конкуренцию с западными фининститутами, но какая из двух систем эффективнее, какая может лидировать при прочих равных условиях, сказать трудно. Рост числа исламских банков в современном мире связывают прежде всего с наличием большой незаполненной ниши спроса на банковские услуги со стороны потенциальных клиентов, строго выполняющих все предписания ислама, в том числе и в вопросах бизнеса.
Михаил СЕЛЕЗНЕВ