В конце минувшей недели стали известны детали аферы сотрудников швейцарского банка UBS. Подразделение private banking было вовлечено в реализацию ряда схем, позволяющих состоятельным клиентам из США скрыть активы на $20 млрд и уклониться от уплаты подоходного налога.
Бывший сотрудник банка UBS Брэдли Беркенфелд дал показания, признавшись в своем участии в сговоре. В частности, помощь банка в уклонении от налогов получил крупный девелопер из США Игорь Оленикофф, а также еще около 20 тыс. состоятельных американских клиентов. UBS получал примерно $200 млн дохода в год, помогая уходить от налогов через создание компаний в офшорах, таких как Швейцария, Панама, британские Виргинские острова, Лихтенштейн и так далее.
Беркенфелд признался, что сотрудники банка подделывали и уничтожали документы, создавали «компании-пустышки» и даже однажды контрабандой в тюбике
Глава адвокатской компании «Трещев и партнеры» Александр Трещев в интервью BFM выразил мнение, что одного свидетельства бывшего банкира недостаточно: «Думаю, что по этому случаю возбудят уголовное дело, будет производиться расследование. Я убежден, что это только верхушка айсберга, поэтому мы видим, как ведет себя Швейцария: вместо того чтобы попытаться решить проблему, она пытается оказать помощь людям, которых уже обвиняют на основании показаний».
Аналитик Банка Москвы Дмитрий Хамракулов отметил, что скандал для UBS в свете того, что банк — европейский чемпион по списаниям убытков, — не самый приятный момент: «Регулятор начнет строже относиться к банку, репутация его будет подпорчена. Достанется и другим швейцарским банкам. Клиентская база от таких вещей не увеличится, это точно». Если банку запретят работать в США, может начаться передел рынка, считает Хамракулов.
Мария ТЕНИШЕВА, Юлия ВИТКОВСКАЯ