«Для приведения системы учета международных резервов в соответствие с мировой практикой Банк России с 1 июля 2008 года переходит на использование рыночных котировок долговых ценных бумаг иностранных эмитентов, включаемых в состав резервов,— говорится в официальном сообщении ЦБ.— Ранее в основу закладывалась амортизированная стоимость этих инструментов, то есть стоимость приобретения и начисленные на нее процентные доходы». Если ранее ЦБ учитывал вложения на исторической основе, то теперь будет это делать так же, как и большинство финансовых институтов мира — по принципу mark-to-market.
Различия в оценках резервов невелики: в 2008 году они не превышали 1,2%, или $6 млрд. При этом если в январе-апреле 2008 года рыночная оценка была выше амортизационной, то начиная с конца апреля — ниже. Расхождения могут быть связаны с существенными колебаниями цен на облигации, входящие в состав портфеля ЦБ. Когда процентные ставки снижаются, цены на долговые инструменты растут, соответственно рыночная оценка портфеля опережает амортизационную, и наоборот. Это и происходило на мировом финансовом рынке, подтвердил Алексей Моисеев из «Ренессанс Капитала»: в середине апреля процентные ставки росли, образовался «проигрыш» портфеля по отношению к амортизированному.
Относительно небольшие потери ЦБ связаны с тем, что его портфель ценных бумаг в основном состоит из коротких инструментов. Если бы их дюрация (срок обращения) была бы выше, сильнее было бы и снижение их рыночных котировок. Понес ли ЦБ реальные потери и каков был их масштаб, из опубликованных вчера данных выяснить нельзя. Для этого нужно сопоставлять данные с отчетом об управлении международными резервами, он публикуется ЦБ со значительной задержкой.
Максим ШИШКИН