Сегодня истекает срок, отведенный ФСФР участникам рынка на приведение их портфелей иностранных ценных бумаг в соответствие с новыми требованиями законодательства. По данным Национального депозитарного центра, держатели более полутора тысяч бумаг не смогли получить для них квалификационные коды. С 1 июля такие финансовые инструменты перестают считаться ценными бумагами, а их владельцы лишаются возможности совершать с ними сделки.
Согласно приказу ФСФР «О квалификации иностранных ценных бумаг» операции с такими бумагами в России можно проводить только при наличии у них специальных квалификационных кодов. Как пояснил заместитель начальника управления Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Павел Филимошин, все инструменты, не имеющие таких кодов, должны быть сняты с депозитарного учета. Речь идет об иностранных акциях, облигациях, а также депозитарных расписках на них.
Приказ ФСФР вступил в силу 1 февраля. Участникам рынка отводилось четыре месяца на получение кодов для тех бумаг, которые находились на их балансе. Бумаги, не получившие таких кодов, по российскому законодательству не являются ценными бумагами и держать их на учете в российских депозитариях и проводить с ними операции незаконно.
Согласно приказу ФСФР у каждой иностранной ценной бумаги должно быть два кода — ISIN (International Securities Identification Number, идентифицирует выпуск бумаг) и CFI (Classification of Financial Instruments, устанавливает объем прав по бумаге). Присвоением международных кодов в России занимается НП «Национальный депозитарный центр» (НДЦ). По данным НДЦ, на 18 июня компанией были получены и обработаны запросы по 5143 инструментам. Из них не удовлетворяют новым требованиям 1629.
«На большинство обращающихся сегодня инструментов коды уже получены. В основном урегулирована ситуация и с кодами для американских и глобальных депозитарных расписок, которые ранее отсутствовали»,— говорит директор депозитария Росбанка Михаил Братанов.
По словам господина Филимошина, ФСФР не разработала меры ответственности для держателей тех бумаг, которые к сегодняшнему дню оказались без кодов. «Пока мы планируем ограничиться предписаниями нарушителям, и лишь в крайних случаях речь может идти о приостановлении отдельных операций или действия лицензии»,— пояснил господин Филимошин. «Максимум, что может предпринять регулятор,— заблокировать эти бумаги на счетах, так что их держатели не смогут совершать с ними никаких операций до получения обоих кодов»,— считает управляющий директор инвестиционного банка «КИТ Финанс» Сергей Жаров.
Приказ ФСФР существенно расширяет перечень организаций, имеющих возможность покупать иностранные ценные бумаги в России. Если раньше инвестировать в такие инструменты могли только банки, то теперь аналогичную деятельность вправе осуществлять управляющие и страховые компании, а также негосударственные пенсионные фонды. По словам начальника аналитического отдела управляющей компании «Капиталъ» Сергея Карыхалина, необходимость покупать зарубежные бумаги через иностранных посредников (например, компании, зарегистрированные на Кипре или в другой зоне с льготным налогообложением) существенно увеличивала издержки для компаний. С ним не согласна начальник отдела по работе на западных рынках инвесткомпании БКС Татьяна Романова, которая считает, что инвесторам и до и после вступления в силу приказа ФСФР проще всего купить интересующую их бумагу через западного брокера.
По оценкам экспертов, в настоящее время наиболее востребованными со стороны российских инвесторов являются депозитарные расписки. «Они более понятны инвесторам и занимают 30—40% всего объема. Во вторую очередь востребованы акции известных компаний. Кроме того, в последнее время возрос интерес к фондам»,— резюмирует госпожа Романова.
Мария РАЗУМОВА, Александр МАЗУНИН