Инвесторам, не готовым «играть в рулетку» с облигациями компаний третьего эшелона, которым угрожает дефолт, лучше оставаться в стороне от сектора, советует «Ренессанс капитал». Ведь в случае дефолта по бондам держатели облигаций рискуют ничего не получить.
Ситуация для некоторых эмитентов третьего эшелона российского рынка облигаций близка к критической — меньше чем за месяц четыре российских эмитента объявили технический дефолт. Сознательно покупать проблемные долги сейчас можно только на основе инсайдерской информации, уверены аналитики «Ренессанс капитала». Обычно при оценке риска эмитента основное внимание уделяется денежным потокам, но подобный подход утрачивает смысл, когда акционеры заемщика теряют желание или возможность обеспечивать эти потоки, говорится в обзоре «От дефолта до банкротства. Банки начинают и выигрывают». Единственный источник погашения долга в этом случае — оставшиеся у компании активы.
Первый дефолт
23 июня компания «Миннеско» признала за собой факт дефолта по облигациям на 500 млн руб. (транш выпущен в 2006 г., предусмотрены две оферты — в декабре 2007 г. и июне 2008 г.). Технический дефолт у нее наступил 16 июня.
Однако инвесторам получить свои деньги обратно, да еще и вместе с доходом будет непросто. По мнению аналитика «Ренессанса» Петра Гришина, в любой ситуации накануне банкротства держатели облигаций в проигрыше по сравнению с банками: как
Российское законодательство не задало функции попечителя, продолжает Гришин, и защита прав каждого инвестор?- его собственная задача. А для этого нужны юридическая грамотность и готовность нести судебные издержки. Наконец, продать бонды после дефолта непросто, это связано с прекращением торгов на ММВБ и неурегулированностью вопросов депозитарного учета ценных бумаг, по которым прошел срок погашения.
Впрочем, при всех формальных юридических слабостях и недостатках рублевых облигаций практика показывает, что де-факто они являются весьма «приоритетным» обязательством для российских компаний
«Говоря о грустной судьбе держателей бондов, нужно учитывать, что порядка 70% покупателей всех российских облигаций — это те же самые банки, а отдельных инвесторов не так уж и много, — рассуждает аналитик Газпромбанка Михаил Зак. — Риски недооценивать не стоит, но говорить о том, что у банков есть большое преимущество перед другими инвесторами, — преувеличение, они плывут в одной лодке».
Алексей РОЖКОВ, Даниил ЖЕЛОБАНОВ