Кредитный кризис полностью изменил структуру рисков, которые банки относят к основным, показало исследование PricewaterhouseCoopers (PwC). Если в 2006 г. основные опасения российских банкиров были связаны с кредитными рисками, розничными продажами и избыточным предложением банковских продуктов на рынке, то в 2008 г. их больше всего волнуют ликвидность, риски, связанные с ценными бумагами и процентными ставками.
Мировая картина самых актуальных рисков не сильно отличается — банкиров больше всего пугают ликвидность, кредитные риски и кредитные спрэды. В то же время если сравнивать десятки рисков, которые чаще всего упоминали российские и все опрошенные банкиры, то очевидно, что для России более важны рыночные и операционные риски, а для банкиров во всем мире (в первую очередь в Великобритании — оттуда были 190 респондентов из 376) — риски, связанные с ликвидностью и высокорисковыми продуктами, отметил директор отдела по предоставлению услуг финансовому сектору PwC Алан Ваксман. В России, например, сильно боятся мошенничества, проблем с бэк-офисом, резкого изменения курсов валют и гораздо меньше — деривативов и хедж-фондов, а в мире — наоборот.
Многие риски, знакомые западным банкам, стали очевидны для наших лишь в последнее время, считает начальник отдела анализа кредитных рисков Промсвязьбанка Алексей Когорев: «Например, привлекая кредиты под плавающую ставку, мало кто думал, что она может вырасти в 2—3 раза».
Кроме того, долгое время, несмотря на появление на долговом рынке множества эмитентов третьего и даже четвертого эшелонов, о рисках задумывались немногие, а только за последние несколько недель вовремя расплатиться с кредиторами не смогли пять компаний, так что неудивительно, что выросли опасения относительно рынка ценных бумаг, отмечает Когорев.
Анна БАРАУЛИНА