В минувшую пятницу Минэкономразвития (МЭР) презентовало расчеты экономического эффекта от снижения НДС с 18 до 12%. Материалы направлены для согласования в Минфин. С экспертами, приглашенными ведомством Алексея Кудрина, они уже согласованы, однако не факт, что их одобрят чиновники самого Министерства финансов.
Правительство поручило МЭР и Минфину подготовить расчеты к 1 августа. Над материалами по заказу МЭР работали эксперты ООО «Экономакс». Расчеты по выпадающим доходам в случае радикального снижения ставки согласованы с экспертами Института экономики переходного периода (ИЭПП), которые вели эти же расчеты по заказу Минфина. Эффект от снижения НДС рассчитан исходя из того, что ставку можно будет снизить с 2009 года.
По расчетам «Экономакса» радикальное снижение ставки НДС в 2009 году обошлось бы бюджету в 896 млрд руб. С учетом увеличения льгот по амортизации и дополнительных поступлений от других налогов за счет расширения налоговой базы бюджет недополучил бы 552 млрд руб., или 1,1% ВВП. К 2012 году выпадающие доходы от НДС увеличились бы до 1,423 трлн руб. Даже с учетом расширения налогооблагаемой базы по другим налогам, что даст 386 млрд руб., и косвенного эффекта от роста экономики выпадающие доходы составят не менее 948 млрд руб., или 1,3% ВВП. Этот пессимистичный сценарий был согласован с экспертами ИЭПП и в пятницу направлен в Минфин.
Впрочем, «пессимистичные» расчеты не учитывают роста собираемости НДС с нынешних 66 до 78% к 2012 году, а также эффекта от предложенного МЭР повышения ставок акцизов. Именно эти данные вызвали разногласия у экспертов МЭР и Минфина. Но при их учете выпадающие доходы в 2009 году составят 314 млрд руб., или 0,6% ВВП, а к 2012 году достигнут нулевой отметки. «Проект снижения НДС до 12% вполне реалистичен», — оценил расчеты замглавы МЭР Станислав Воскресенский. Правда, трактовка числовых показателей Минфином может серьезно отличаться.
«Снижение ставки НДС до 12% упростит администрирование налога, позволит снизить уровень коррупции, будет способствовать выходу бизнеса из тени, позволит предприятиям реализовать отложенные инвестпроекты», — перечисляет плюсы эксперт ООО «Экономакс» Павел Азгальдов. В то же время при уменьшении НДС и, например, падении цен на нефть бюджет может потерять свою устойчивость. Есть также риск роста инфляции и дальнейшего увеличения объемов импорта. При унификации ставки в 12% могут несколько повыситься цены на социально значимые товары, которые сейчас облагаются по ставке 10%. «С учетом того, как эти цены растут сейчас, население вряд ли почувствует, что НДС на них повысился на 2%», — возражает зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
Отношение бизнеса к снижению ставки известно: предприниматели даже договорились отложить все остальные налоговые требования, чтобы добиться от правительства скорейшего снижения НДС. В пятницу 70 бизнесменов, входящих в «Деловую Россию», обратились к первому вице-премьеру Игорю Шувалову и главе МЭР Эльвире Набиуллиной. Они призвали к 1 сентября уменьшить НДС до 12% и «спасать российское производство»: рост собираемости налогов, по их словам, снизил рентабельность производства на 6—10%. «Самое главное, что нет расхождений по цифрам между ведомствами», — резюмирует
Мария СЕЛИВАНОВА