Рынок бюро кредитных историй (БКИ) не успел еще толком сформироваться, как его участники стали задумываться о консолидации. Некоторые владельцы БКИ хотят поскорее продать свой бизнес, будучи не в силах его содержать.
Калининградское «Первое бюро кредитных историй» (ПБКИ) ждет покупателя. Заявленная цена — 7 млн руб. Как сообщил СФ гендиректор компании Евгений Лебедев, свои предложения она отправила трем московским и одному питерскому бюро — лидерам рынка. Причин продажи Лебедев не раскрывает, ссылаясь на запрет собственников. По его словам, интерес к активу есть, но быстро решить вопрос не удается: среди учредителей фирм, являющихся потенциальными покупателями, сплошь банки, которые не любят спешить.
ПБКИ — не первый игрок рынка, загоревшийся желанием себя продать. Как рассказала гендиректор питерского «Объединенного бюро кредитных историй» Татьяна Иванова, в начале года к ним обращалось одно региональное бюро (его название не сообщается), которое хотело получить за свой бизнес 10 млн руб. «Мы отказались, так как не поняли, что же они продавали, помимо лицензии»,— пояснила Иванова. По ее подсчетам, из 31 БКИ, внесенных в реестр Федеральной службы по финансовым рынкам, реально работают не более половины, чего, впрочем, вполне достаточно.
«Наш рынок неизбежно начнет укрупняться»,— уверяет гендиректор БКИ «Инфокредит» Одилжон Собиров. Как уточняет начальник управления розничных кредитных рисков Промсвязьбанка Дмитрий Григоров, прежде всего банки заинтересованы в большом объеме данных и высоком уровне технологичности обмена ими, а обеспечить такой сервис могут лишь крупные бюро. «Заключать же соглашения с 10—15 партнерами вряд ли какой-нибудь из банков согласится, так как в каждом случае надо подстраивать свою автоматизированную систему под конкретное бюро, а это требует дополнительного времени и средств»,— поясняет Собиров. На создание полноценно функционирующего бюро требуется не менее $1 млн. Но для большинства участников рынка этот порог непреодолим, поэтому
Бизнес БКИ пока нерентабелен, так как ориентирован на продажу кредитных отчетов, а их собрано не слишком много. Нет ажиотажа и среди желающих приобрести эту информацию. «Мы живем на вложения учредителей, и они готовы еще инвестировать, однако наш первоначальный бизнес-план был более оптимистичным»,— признает Иванова.
Наталья ШАКЛАНОВА