С широким внедрением банкоматов появились проблемы, которых до поры массового применения пластиковых карточек просто не существовало. Красивые и манящие обилием денежных купюр установки, оставленные практически без присмотра на улицах, в холлах метро и торговых центрах, не дают покоя злоумышленникам, жаждущим легкой наживы.
Специалисты выделяют три основные угрозы для банкоматов. В первую очередь со стороны квалифицированных злоумышленников, пытающихся при помощи хитроумных средств украсть пароли к карточкам и обналичить счета посторонних граждан. Далее следуют вандалы, стремящиеся просто разломать металлическое хранилище устройства и использующие гораздо более примитивные средства изъятия средств, такие как газовые резаки, ломы, пилы. И наконец, самая многочисленная категория, представляющая опасность для банкоматов, — это законопослушные клиенты банка, которые по своей халатности или
«Бороться с этими явлениями можно несколькими способами, — рассказывает РБК daily директор северо-западного филиала компании ITV Яков Волкинд. — К примеру, можно поставить у каждого банкомата по охраннику, но это сопряжено со значительными расходами. Таким образом, другого выхода, кроме монтажа систем видеонаблюдения, просто не существует. Между тем старые комплексы зачастую не справлялись с поставленной задачей, потому что просто фиксировали происходящее вокруг банкомата, и опознать подозреваемого по черно-белому изображению без привязки ко времени и проделываемым им операциям было достаточно трудно. Да и работали камеры в основном локально, то есть без удаленного контроля. Служба безопасности сама ездила по всем банкоматам и снимала с видеорегистраторов диски, чтобы потом посмотреть видео. И нередко они оставались ни с чем, потому что к моменту приезда заставали уже давно не работающий видеорегистратор. Потребовалась разработка более совершенных систем безопасности, представляющих собой единый информационно-аналитический организм, охватывающий целую сеть банкоматов и способный самостоятельно обрабатывать информацию и реагировать на возникающие опасные ситуации. На основе нашей платформы «Интеллект» мы совместно с партнерами разработали подобные системы».
Стандартная система видеонаблюдения банкомата включает две телекамеры, которые могут быть оснащены инфракрасной подсветкой и светофильтрами для работы в экстремальных условиях, когда злоумышленники пытаются «ослепить» камеры или отключить освещение того места, где стоит банкомат. Одна крупным планом показывает лицо человека, другая же направлена сверху вниз и охватывает широкое пространство вокруг банкомата, что позволяет фиксировать все действия клиента банка, за исключением набора PIN-кода — камеры специально не охватывают зону клавиатуры, потому что
«Система фиксирует информацию о транзакции, время и лицо человека, — продолжает Яков Волкинд. — На основании этих материалов можно сделать вывод о личности, производившей транзакцию, был это владелец карты или, например, мошенник, использовавший поддельную карту. Кроме того, система позволяет отслеживать действия человека и банкомата. Это помогает при разборе спорных ситуаций, когда по какой-либо причине деньги со счета владельца списываются, однако на руки он их не получает».
Для борьбы же с вандалами и грабителями, использующими менее интеллектуальные способы кражи денег, крайне важна интеграция системы безопасности банкомата с комплексом датчиков тревожной сигнализации, фиксирующих взлом корпуса банкомата, вскрытие замков на нем, резкие изменения температуры и т. д. В случае срабатывания датчика тревожный сигнал мгновенно посылается на пункт охраны. В этот момент дежурящий оператор способен посмотреть, что происходит, — он видит на экране серию кадров с места событий (именно кадры, а не видеозапись, потому что, как правило, пропускной способности штатных каналов банкоматов, использующихся для проведения транзакций, недостаточно для передачи полноценной видеозаписи). Возможность удаленного получения тревожного сигнала и серии видеокадров очень важна для того, чтобы служба безопасности могла оперативно отреагировать на происшествие. Ведь известны случаи, когда злоумышленники просто похищали банкомат целиком, чтобы вскрыть его в более спокойном и уединенном месте.
Огромную помощь в поддержании высокой репутации банка оказывает интегрированная система и в том случае, когда речь идет о претензиях добросовестных вкладчиков, пострадавших от собственной невнимательности. Зачастую граждане просто забывают забрать деньги, поворачиваются к банкомату спиной и уходят, а когда вспоминают об оплошности, то их деньги уже забирает следующий человек в очереди. Все это прекрасно видно на записи, и жалобы пострадавших можно рассмотреть в очень короткий срок. Это один из случаев, когда используется интеграция видео и информации о транзакциях. Поиск видеозаписи по номеру карты позволяет быстро найти нужные данные.
«И наконец, еще один вид неприятностей, справиться с которыми можно при помощи интегрированных систем, — это ошибки персонала банка. Был случай, когда в кассеты загрузили купюры другого номинала, и люди в течение двух с половиной часов вместо 50-рублевых купюр получали купюры номиналом 500 руб., — вспоминает руководитель проектов по видеонаблюдению ООО «Банком» Дмитрий Валуев. — Затем пришлось поднимать видеоархив и вычислять по номеру карты и по фотографии людей, получивших лишние деньги. Это одна из тех ситуаций, которые окупают затраты на видеонаблюдение».
Владимир ГАВРИЛОВ