Граждане готовы установить новый потребительский рекорд и взять в долг у банков на покупку авто 28 миллиардов долларов, что на 65 процентов больше, чем в 2007 году. Такие подсчеты сделали недавно эксперты аналитического агентства «Автостат». По разным кредитным схемам будет приобретено 1,5 миллиона машин. Это половина всех автомобильных продаж на отечественном рынке.
Рынок автокредитов на подъеме. Но теперь, по оценкам аналитиков, он будет расти в основном за счет регионов, в которых потребности на такие услуги не удовлетворены и наполовину. К тому же покупки авто в кредит становятся все более популярны благодаря росту доходов. А на фоне высокой инфляции они становятся неплохой альтернативой сбережениям заработанных средств. Кстати, в США и Европе автолюбители покупают в кредит до 80 процентов новых машин. Так что России с сегодняшней цифрой в 50 процентов еще есть куда расти.
В свою очередь банки кредитуют такие покупки не без удовольствия. Как правило, заемщики люди не бедные и делают все платежи в срок и в полном объеме. Тем более что техпаспорт на автомобиль остается в залоге у банка, а значит, покупатель продать его не сможет. Таким образом, у банка всегда в наличии ликвидное имущество, обеспечивающее кредит.
Участники рынка наперебой предлагают автолюбителям новые виды кредитов и вводят различного рода бонусы. Скажем, сегодня взять машину в кредит можно на срок более пяти лет, тогда как еще несколько лет назад и пятилетние кредиты были редкостью. Правда, рассчитывать на дальнейшее серьезное снижение ставок, скорее всего, не стоит. Высокая инфляция и рост ставки рефинансирования Центрального банка, которая достигла 10,75 процента, привели к тому, что большинство банков в этом году заметно повысили ставки по автокредитам. В иностранной валюте они сейчас составляют от 9 до 14 процентов годовых без учета различных комиссионных выплат, в рублях — колеблются в интервале от 10 до 16 процентов, опять же без учета комиссий.
Однако условия для покупки в кредит некоторых марок и моделей могут стать более привлекательными за счет различного рода партнерских программ банков с автосалонами и производителями. В России уже открыли собственные профильные банки две известные зарубежные фирмы, на подходе — появление банков еще четырех автогигантов. И если производитель берет на себя частичное погашение процентов по кредиту, некоторые марки автомобилей можно приобрести по ставке до 4,9 процента в год. Впрочем, пока таких предложений все-таки немного.
Между тем, как прогнозируют представители банковского сообщества, к 2010 году рост отечественного автомобильного рынка должен составить 115,7 миллиарда долларов. Объем рынка кредитования к тому времени может увеличиться с 16 миллиардов долларов в 2007 году до 56,5, планируют банкиры. Если дело так пойдет и дальше, то доля автокредитования в ВВП России может достигнуть 1,5 процента. А это серьезная цифра и серьезный повод говорить о зрелости как этого вида, так и самого рынка кредитования.
Тарас ФОМЧЕНКОВ