Центробанк нашел способ, как минимизировать риски банков от общения с недобросовестными заемщиками. Если потенциальный клиент представил недостоверную отчетность, объем банковского резерва должен составлять не менее 50% от величины ссуды, считает регулятор.
Сейчас каждая кредитная организация при определении степени риска финансового положения заемщика руководствуется единой методикой оценки, разработанной ЦБ. По итогам проверки банк самостоятельно определяет, какой процент от объема ссуды будет сформирован в виде резерва. «Для тех заемщиков, которые представляют недостоверную отчетность, кредитный риск довольно высокий. Ведь для банка слишком велик риск не получить свои деньги. В таких случаях объем резерва может достигать 75% от выдаваемой ссуды»,— рассказывает заместитель председателя правления Русь-банка Валерий Кардашов.
Однако Центробанк решил ужесточить эти правила, подготовив изменения в положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудной задолженности». В частности, если сведения, представленные заемщиком, являются недостоверными или сильно отличаются от информации, указанной в отчетности организации, представляемой заемщиком органам власти, банк должен классифицировать эту ссуду не выше, чем по третьей категории качества. А это значит, что резерв должен быть сформирован в размере не менее 50% от выдаваемой суммы. «Это попытка ЦБ обратить внимание банков на качество активов и, как минимум, заставить отчитаться заемщиков перед кредитной организацией в полном объеме, чтобы банк мог сделать правильный выбор»,— комментирует генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Центробанк хочет повысить ответственность банков, чтобы на практике возникало как можно меньше случаев, когда при высоких рисках формируются маленькие резервы, соглашается Кардашов. С другой стороны, добавляет он, процесс проверки отчетности заемщика — довольно щекотливый вопрос. По словам эксперта, при рассмотрении отчетности компании, претендующей на по лучение ссуды, вопросов к клиенту может не возникнуть. Однако не исключено, что финансовое положение компании изменится в худшую сторону в момент оформления документов, но об этом банк узнает уже постфактум, говорит Кардашов.
Оксана КАРПОВА