Как стало известно «Коммерсанту», следственный комитет при прокуратуре РФ поставил точку в нашумевшем деле по подозрению представителя законодательного собрания Пензенской области в Совете федерации Андрея Вавилова в хищении $231 млн из госбюджета. В итоговом документе следствие указало, что в 1997 году господин Вавилов, занимавший тогда пост первого замминистра финансов, совершил хищение и злоупотребил служебным положением. Однако с согласия господина Вавилова его дело было прекращено «в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности» по вменяемым ему статьям Уголовного кодекса. Сам господин Вавилов передал через своего адвоката, что комментировать этот документ не желает.
В постановлении главного следственного управления следственного комитета при прокуратуре, содержание которого стало известно «Коммерсанту», сообщается, что член Совета федерации Андрей Вавилов дал следствию официальное согласие на прекращение в отношении него уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а именно в связи с истечением десятилетнего срока давности привлечения его к уголовной ответственности. Дача согласия не означает признание господином Вавиловым своей вины в хищении из госбюджета $231 млн. Однако официальное согласие с прекращением дела «за давностью» предполагает, что господин Вавилов и его защита не станут обжаловать итоговое постановление следствия, указавшего, что вина Андрея Вавилова в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 cт. 159 и ч. 3 ст. 285 УК РФ (соответственно хищение путем мошенничества в особо крупных размерах и злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия), «полностью доказана». Впрочем, в практике Генпрокуратуры имели место случаи, когда фигурант уголовного дела, давший поначалу согласие на его завершение по не оправдывающей его статье УПК, затем, прочитав текст постановления, все же обжаловал его так называемую описательную часть. В данном случае, как сообщили в следственном комитете, жалоб от господина Вавилова и его адвоката Александра Муранова не поступало, и документ вступил в силу. Сам господин Вавилов передал вчера через господина Муранова, что комментировать ситуацию отказывается и делать это господину Муранову также запрещает.
В постановлении о прекращении уголовного преследования Андрея Вавилова следователи изложили не известные ранее подробности этого дела. В 1992 году правительства России и Индии подписали соглашение, в рамках которого Индии должны были предоставляться кредиты для покупки самолетов МиГ-29 и комплектующих к ним в РФ. Программа действовала до 1996 года, когда индийская сторона отказалась от дальнейшего использования российских кредитов на закупки авиатехники.
Тем не менее, по версии следствия, тогдашний первый замминистра финансов Андрей Вавилов организовал выделение из бюджета $231 млн якобы для производства самолетов в структурах государственного унитарного предприятия «ВПК МАПО» (в него входило МАПО МиГ, производящее данные самолеты). Эта сумма, полученная ВПК МАПО из Внешэкономбанка, в итоге оказалась в офшорах Антигуа и на счетах подставных фирм в латвийском банке.
Участвовали в этом криминальном процессе, по версии следствия, помимо Андрея Вавилова председатель ГУП «ВПК МАПО» Александр Безруков, подчиненный ему финдиректор Максим Ткачев (возглавлял совет директоров КБ «Авиабанк») и еще два крупных банкира — зампредседателя правления АКБ «Московский национальный банк» Максим Демидов и зампредседателя правления Уникомбанка Андрей Глориозов. Кроме того господин Демидов, разрабатывавший, как считают следователи, финансовую схему хищения, привлек в соучастники еще двух банкиров — председателя совета директоров КБ «Московский инновационный банк» Илью Сташевского и зампредседателя правления КБ «Кредитный союз» Александра Баранова, а последний — еще и своего сына Ивана, работавшего у него в банке начальником отдела.
Следователи полагают, что именно Андрей Вавилов с банкиром Максимом Демидовым придумали использовать в схеме хищения облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Когда 3 февраля 1997 года глава ВПК МАПО Александр Безруков попросил в письме первого замминистра финансов Андрея Вавилова направить на это предприятие в качестве аванса на производство «МиГов» $231 млн в виде ОВГВЗ по текущей котировке, тот поручил главе банка МФК господину Осинягову купить данные облигации для Минфина и зачислить их на счет депо ВПК МАПО в Уникомбанке. Далее, составляя договоры кредитов и залогов, участники хищения переводили деньги и облигации из Московского инвестиционного банка в банк «Кредитный союз», а оттуда на счет подставной фирмы ООО «Бент Инк». От имени последней фирмы упомянутые отец и сын Барановы изготавливали, по версии следствия, заведомо подложные контракты о размещении рекламы в печатных изданиях Малайзии и Сингапура. В итоге деньги оказывались на счетах офшорных фирм в Антигуа, а также на счету неких фирм-нерезидентов в рижском «Латвиан Траде Коммерциал Банк».
Все упомянутые банкиры, а также топ-менеджеры ВПК МАПО господа Безруков и Ткачев в разное время в 1997—2001 годах проходили по делу в качестве обвиняемых в соучастии в хищении бюджетных средств, однако до суда дело так и не дошло. Сбежавший от следствия и осевший в германском Ганновере зампредседателя правления АКБ «Московский национальный банк» Максим Демидов, согласно сообщению Интерпола, скоропостижно скончался там в 2002 году в возрасте 42 лет. Скрывшегося от следствия в Чехии банкира Илью Сташевского суд этой страны отказался экстрадировать в Россию, мотивируя свое решение непоследовательными действиями следствия (ранее дело господина Сташевского прекращалось в связи с недоказанностью). Вместе с тем скрывавшийся несколько лет от Генпрокуратуры банкир Андрей Глориозов в итоге пошел на сделку со следствием, дал показания на Андрея Вавилова, в результате чего заслужил постановление об отмене его международного розыска и прекращение его дела в связи с истечением срока давности. В отношении же бывшего главы ВПК МАПО Александра Безрукова и банкира Сташевского следствие до сих пор продолжается.
Руководитель управления пресс-службы Совета федерации Юрий Козлов сообщил вчера, что Андрей Вавилов продолжает оставаться действующим членом Совета федерации — на отставке сенатора в связи с признанием его виновным в хищении следственные органы не настаивают. Взыскивать с господина Вавилова и других обвиняемых похищенную сумму никто не собирается. С 1999 года эти деньги висели в качестве долга на МАПО МиГ и созданной впоследствии на его базе РСК МиГ, а в 2006 году тогдашний первый заместитель гендиректора РСК Сергей Цивилев заявил, что долг был списан правительством РФ в 2005 году.
Екатерина ЗАПОДИНСКАЯ