Главный символ единой Европы — валюта евро — подцепила экзотическую болезнь с Востока. Диагноз поставил вчера президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише. Инфляция, сказал он, непослушна финансовым властям ЕС и останется вне установленных рамок «в течение более долгого времени, чем предполагалось ранее». Между тем и ЕС, и Россия в борьбе с ростом цен с завидным упрямством наступают на одни и те же грабли…
Своей «дипломатичной» фразой главный европейский финансист обозначил фиаско всей европейской денежно-кредитной политики. Накануне ЕЦБ поднял ставку, чтобы сделать кредиты более дорогими, евро — более весомым, а цены соответственно ниже. Но пока это не сработало. Каждый месяц инфляция в Европе набирает обороты, и если в начале года все пугались, что она превысила 3% в год, то сейчас уже спокойно обсуждают 4%. Конечно, в России цены растут раза в три быстрее. Но, во-первых, мы привычные, а во-вторых, у нас главные виновники инфляции — монополисты. В Европе же это дорожающие нефть и продукты питания. И то и другое, напомним, растет в цене в основном
Вот и получается, что прожорливые китайцы, потребляющие все больше зерна и бензина, «заражают» старушку Европу инфляцией. А европейские власти, вместо того чтобы наращивать производство и экономить энергию, повышают ставки, укрепляя и без того твердокаменную валюту евро (она по своей твердости уже приблизилась к кремнию,
Впрочем, подобный «порочный круг» уже не первый год не устают рисовать и российские финансовые власти. Мы тоже для борьбы с инфляцией только и знаем, что укрепляем рубль. В результате в России производство становится менее выгодным, а импорт растет фантастическими темпами. Растут мировые цены на продукты — а мы уже не можем от них защититься, так как сами достаточно не производим.
Это, впрочем, только часть нашей проблемы. Главный взнос в инфляцию делают перекупщики и торговые сети, которые поднимают цены по принципу «все равно ведь купят». Страна богатеет, но граждане вынуждены делить свое растущее благосостояние с нечистоплотными торговцами. А финансовые власти при всем желании не могут «прижать» монополистов. Так что у нас ситуация с ростом цен еще более «веселая», чем в Европе.
Евгений СТРЕЛЬЦОВ